МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международный маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильМеждународный менеджмент (на иностранном языке)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_02_МежМен-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.э.н., Профессор, Беляев В.И.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Международный маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 322)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н, доцент, Рудакова О.Ю., зав. каф. МОБиИ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н, доцент, Рудакова О.Ю., зав. каф. МОБиИ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Международный маркетинг» являются приоб-ретение знаний о сущности, назначении и содержании методов маркетинга, применяемых в управлении внешнеэкономической деятельностью фирмы; выработка умений результативно и эффективно применять полученные знания на практике; приобретение навыков принятия управленческих решений в международном бизнесе на основе концепции маркетинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
ПК-5 владением методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание понятий «маркетинговая среда фирмы», «международная маркетинговая среда фирмы», структуру и основополагающие принципы взаимодействия элементов международной маркетинговой среды фирмы, характеристики и значение элементов международной маркетинговой среды фирмы при оценке среды фирмы, и затем - при формировании международной маркетинговой стратегии фирмы; определение «конъюнктуры рынка», толкование места элементов международной маркетинговой среды фирмы в модели конъюнктуры рынка, обнаруживать связь модели международной маркетинговой среды фирмы и конъюнктуры рынка
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать и применять на практике эффективные методы изучения международной маркетинговой среды фирмы, сравнивать и сопоставлять информацию из различных источников, иллюстрировать свои доводы примерами из практики и истории международного бизнеса; интерпре-тировать результаты кабинетного маркетингового исследования международной среды фирмы как части информационной модели конъюнктуры рынка, применять на практике методы маркетинговых исследований как одного из инструментов для описания и оценки конъюнктуры рынка, сравнивать и классифицировать рынки разных стран на основе информации об их конъюнктуре.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки плана международного маркетингового исследования, формулирования целей и задач исследования среды фирмы, сбора данных, подготовки отчета о проведении исследования среды фирмы, по окончании исследования формулировать выводы, полезные для разработки международной маркетинговой стратегии, оценивания хода и результатов исследования среды фирмы; организации исследования конъюнктуры рынков зарубежных стран для целей управления международным маркетингом, сбора информации различными методами, установления ценности собранной информации, ее актуальности и достоверности, оценки эффективности исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Международный маркетинг: Объект и предмет международного маркетинга. Лекции 1 2 ПК-2, ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Международное маркетинговое исследование Лекции 1 0 Л2.1, Л1.3
1.3. Стратегии международной маркетинговой деятельности Лекции 1 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3
1.4. Глобализация: международный маркетинг в глобальной экономике Практические 1 2 ПК-2, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Глобализация: международный маркетинг в решении проблемм расширения локальных рынков предприятия Практические 1 2 ПК-2, ПК-5 Л1.2, Л2.3
1.6. Межфирменное сетевое взаимодействие. Типы межфирменных сетей. Практические 1 2 ПК-2, ПК-5 Л2.2, Л1.3
1.7. Использование Интернет в международном маркетинговом исследовании Практические 1 2 ПК-2, ПК-5 Л1.2, Л2.1
1.8. Ценовые стратегии в международном марктинге Практические 1 0 Л2.3, Л1.1
1.9. Особенности международной логистики. Выбор каналов сбыта в международном бизнесе. Практические 1 0 Л2.2, Л1.3
1.10. Разработка и обоснование международной маркетинговой стратегии Практические 1 0 Л1.2, Л2.3
1.11. Международная маркетинговая среда как способ реализации стратегии географического расширения предпринимательской деятельности Сам. работа 1 11 ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.12. Новые формы интеграции на международном рынке Сам. работа 1 12 ПК-2, ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.13. Международное маркетинговое исследование: процедуры и методы Сам. работа 1 14 ПК-2, ПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3
1.14. Фомирование международной товарной политики Сам. работа 1 10 ПК-2, ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.15. Фомирование международной ценовой политики Сам. работа 1 10 ПК-2, ПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.1
1.16. Оценка конкурентоспособности товара и фирмы на международном рынке Сам. работа 1 28 ПК-2, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.17. Международная рекламная деятельность: стандартизация и адаптация Сам. работа 1 26 ПК-2, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.18. Планирование международной маркетинговой деятельности Сам. работа 1 14 ПК-2, ПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Международный маркетинг: определение и содержание деятельности.
2. Соотношение понятий «национальный маркетинг» и «международный маркетинг».
3. Глобальный и мультинациональный маркетинг.
4. Транснациональные компании, как основной субъект международного маркетинга.
5. Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
6. Правовые системы мира: системы обычного права; системы гражданского права; системы теократического права.
7. Международные соглашения, договоры. Инкотермс-2000: содержание и применение при заключении международных торговых контрактов.
8. Содержание международного торгового контракта.
9. Общая характеристика международной маркетинговой среды.
10. Международная культурная среда, кросс-культурный анализ в международном маркетинге.
11. Информационная среда международного маркетинга.
12. Мировой рынок и рыночная конъюнктура в системе международных маркетинговых исследований.
13. Основные объекты исследований мирового рынка. Основные методы исследования мирового рынка.
14. Прогноз мирового рынка. Эконометрические методы в международном маркетинге.
15. Сегментирование международных рынков.
16. Стратегии продвижения товаров на международные рынки.
17. Международная конкурентоспособность товара и фирмы.
18. Международный жизненный цикл товара.
19. Инновационная политика и стратегия технологических разрывов в международном маркетинге.
20. Оптимизация товарного ассортимента фирмы в международном маркетинге.
21. Роль ценовой политики в международном маркетинге. Система формирования ценовой политики и определения уровня цен в международном маркетинге.
22. Основные методы ценообразования и ценовые стратегии в международном маркетинге.
23. Ценовая политика по стадиям жизненного цикла и контроль за ценами. Трансфертное ценообразование.
24. Особенности формирования каналов сбыта в международном маркетинге. Основные формы международной сбытовой деятельности.
25. Стратегические альянсы в международном маркетинге. Торговые дома в международном маркетинге.
26. Мелкие и средние специализированные торговые фирмы в международном маркетинге.
27. Международная интегрированная логистика.
28. Международная реклама. Паблик рилейшинз, корпоративная культура и имиджелогия в международном маркетинге.
29. Системы стимулирования и сбыта и сервисная политика в международном маркетинге.
30. Международные выставки и ярмарки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. А. Черномаз Международный маркетинг: учеб. пособие Харьков: [Харьковский нац. ун-т], 2008
Л1.2 В. И. Беляев Маркетинг: основы теории и практики: учеб. для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л1.3 Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник Барнаул: [Азбука], 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. В. Карпова Практикум по международному маркетингу: учеб. пособие М.: КНОРУС, 2007
Л2.2 Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн Маркетинг: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2006
Л2.3 Т. Р. Гареев Основы международного маркетинга: учеб. пособие [Калининград]: РГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Поисковые системы: Google, Яндекс
Э2 Свободная энциклопедия Википедия (http://ru.wikipedia.org)
Э3 Источники данных о состоянии стран мира:
Э4 Организация Объединенных Наций (http://www.un.org),
Э5 Мировая книга фактов Центрального разведывательного управления США (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook).
Э6 Источники данных о внешнеэкономической деятельности субъектов РФ:
Э7 Аналитическое агентство «Полпред» (http://polpred.com),
Э8 Некоммерческое Партнерство РУССОФТ (http://www.russoft.ru).
Э9 Курс Moodle Маркетинг portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для практических занятий.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины