МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировые информационные ресурсы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Селиверстов С.И.

Рецензент(ы):
д-р экон.наук, профессор, Дубина И.Н.

Рабочая программа дисциплины
Мировые информационные ресурсы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Целями учебной дисциплины «Мировые информационные ресурсы» являются формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков работы с современными информационно-коммуникационными технологиями, ознакомление с принципами и методами функционирования мировых информационных ресурсов, а также с возможностями их использования в различных областях экономики и бизнеса.
Задачами изучения дисциплины являются:
• познакомить студентов с определением, классификацией и характеристиками информационных ресурсов;
• рассмотреть основные технологические принципы функционирования мировых информационных ресурсов на основе глобальной сети Internet;
• познакомить с организационными и экономическими аспектами работы с информационными ресурсами и методами оценки эффективности их использования;
• дать представление об особенностях информационного бизнеса, сегментах и участниках информационного рынка, особенностях формирования цен на информацию и информационные услуги;
• познакомить с правилами и особенностями поиска информации в профессиональных БД и Internet; рассмотреть возможности применения ресурсов Internet в бизнесе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.22

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о перспективах развития мировых информационных ресурсов, основных принципах работы современных информационных технологий в сетях различного уровня, принципах организации различных сервисов сети Internet
3.2.Уметь:
3.2.1.работать в корпоративных информационных системах и глобальных компьютерных сетях; использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией; решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками, методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации с использованием сервисов сети Internet с учетом основных требований информационной безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лекции
1.1. Общие принципы работы с информационными ресурсами Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Общие принципы работы с информационными ресурсами Сам. работа 1 30 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Базовые инструменты и принципы создания web-документов Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Базовые инструменты и принципы создания web-документов Сам. работа 1 32 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Лабораторные работы
2.1. Работа со специализированными БД в Internet. Электронные библиотеки и каталоги. БД с финансовой информацией. Информация о коммерческих предложениях. Лабораторные 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Доменная система имен. Лабораторные 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Поиск информации в интернет. Поисковые системы и каталоги. Российские поисковые системы Лабораторные 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Самостоятельная работа
3.1. Расчет коэффициентов информационной доступности государственных информационных ресурсов (по вариантам). Подготовка отчета по результатам иссделования и презентации доклада. Сам. работа 1 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Законодательство в сфере Интренет. Авторское право. Изучение материаов и подоготовка доклада по заданной теме. Сам. работа 1 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Ошкало, И. Н. Дубина, С.В. Шаповалова Мировые информационные ресурсы для экономистов : учеб. -практ. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013
Л1.2 А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов Мировые информационные ресурсы: учебное пособие Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В. Антоненко, А.П. Томашевский, Р.Г. Прокди. Антоненко, М.В. Интернет. Полное руководство [Электронный ресурс] : руководство : руководство Санкт-Петербург : Наука и Техника , 2013 https://e.lanbook.com/book/51542
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Мировые информационные ресурсы" portal.edu.asu.ru
Э2 http://gks.ru – сервер Росстата
Э3 http://htmlbook.ru/ – электронный учебник по html «Для тех, кто делает сайты»
Э4 http://nic.ru – центр регистрации доменов РФ
Э5 http://cctld.ru – координационный центр поддержки доменов RU и РФ
Э6 http://bookhtml.ru – электронный учебник по html
Э7 http://www.citforum.ru — центр информационных технологий МГУ
Э8 http://www.informika.ru –– сайт ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций.
Э9 http://b2b.infos.ru/ – новости электронной коммерции
Э10 http://www.business2business.ru – межкорпоративный бизнес в Интернет
Э11 http://www.i-commerce.ru/ – индивидуальная электронная коммерция
Э12 http://www.cyberplat.ru/ – система Cyberplat
Э13 http://www.i-b.ru/ – каталог Электронный бизнес
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторная работа требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Лабораторная работа заканчивается составлением отчета, проверяется и оценивается преподавателем.