МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы композиции в дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Малышева О.А.;Доцент, Чурилов М.Г.

Рецензент(ы):
Доктор искусствоведения, Декан, Нехвядович Л.И

Рабочая программа дисциплины
Основы композиции в дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Нехвядович Л.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Нехвядович Л.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы композиции в дизайне» является активизация творческой инициативы студентов при ознакомлении их с основными свойствами композиции и закономерностями организации объемно-пространственных форм, а также формирование практических навыков работы с композицей с учетом тенденций развития современной визуальной культуры и цифрового дизайна.
Задачи:
-усвоить общие принципы и навыки композиционного мышления;
-обучить методу творческого поиска;
-научить выполнять эмоционально-выразительную и содержательно-заданную композицию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПСК-2 способностью применять навыки владения рисунком и основами живописи, приемами работы с цветом, формой и композицией в обосновании художественного замысла дизайн-проекта для информационной среды, в макетировании и моделировании на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории искусства и дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности восприятия композиции в интерфейсе информационных систем, основные принципы композиции и объективные закономерности построения объемных форм
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать композиционное решение в процессе проектирования, строить графические и пластические композиционные решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами композиционного формообразования в дизайн-проектировании, навыком разработки композиционного решения с учетом современных тенденций развития визуальной культуры и цифрового дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные средства построения композиции
1.1. Понятие композиции. Форма как основное изобразительное средство в дизайне. Принцип золотого сечения Лекции 4 4 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные элементы организации композиции: точка, линия, пятно. Понятие плоскости Лекции 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Типы и формы композиции Лекции 4 2 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Приёмы в композиции. Врезка, членение, наложение, группировка Практические 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Средства композиции. Контраст, нюанс, метр, ритм, масштаб Практические 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Развитие композиционно-пластических форм Сам. работа 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Выполнение графически разных композиций на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм (хроматическое и ахроматическое исполнение) Практические 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Выполнение графически разных композиций на выражение статики и динамики простых геометрических форм (хроматическое и ахроматическое исполнение) Практические 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Выполнение упражнений на выявление характера линейно-пространственной композиции с помощью простых геометрических форм Практические 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Выполнение упражнений на выявление фактуры материалов. Построение композиции с контрастным сочетанием световых форм Сам. работа 4 10 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Способы и средства гармонизации художественной формы
2.1. Построение симметрической и асимметрической графической композиции. Построение композиции с организацией метрического и ритмического порядка Практические 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Выполнение графически разных композиций на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм. Выполнение графически разных композиций на выражение статики или динамики простых геометрических форм Практические 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Построение композиции с использованием разных отношений и пропорций («золотого сечения», «модульной сетки»). Построение разномасштабных графических композиций Сам. работа 4 2 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Построение композиции с использованием разных графических форм по принципу их структур соподчинённости с выделением доминанты. Сам. работа 4 2 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Выполнение графических и пластических структур, отвечающих разным закономерностям формообразования в природе Сам. работа 4 3 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Построение графических и пластических композиций, чётко раскрывающих тему (образ) Сам. работа 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Организация композиционной структуры с использованием различных композиционных средств, подчинение её принципу «целостности» Сам. работа 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Выполнение прототипа первой страницы интернет-проекта с помощью основных композиционных принципов построения Практические 4 6 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Выполнение фронтальной композиции Сам. работа 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Выполнение пространственной композиции Сам. работа 4 4 ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Экзамен 4 27 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Литвина Т. В. ДИЗАЙН НОВЫХ МЕДИА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Лаврентьева А.Н. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА 2-е изд. : Учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе : основы графического проектирования: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
Л3.2 Л. В. Шокорова Общие закономерности композиции в дизайн-образовании: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал о графическом дизайне www.kak.ru
Э2 Behance.net www.behance.net
6.3. Перечень программного обеспечения
Adobe Creative Suite
GIMP
Inkscape
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Приобретение композиционной грамотности предполагает, что в процессе освоения дисциплины студенты будут обращаться к крупным тематическим ресурсам сети Интернет, в которых представлен актуальный опыт дизайн-проектирования, цифрового дизайна. Рекомендованные преподавателем и найденные самостоятельно онлайн-ресурсы должны стать основой для развития аналитических навыков и общей насмотренности студентов в области визуального дизайна.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.