МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кадровый риск-менеджмент и управление конфликтами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_УП-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 57
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А.Капустян

Рабочая программа дисциплины
Кадровый риск-менеджмент и управление конфликтами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015 г. № 367)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель изучения дисциплины «Кадровый риск-менеджмент и управление конфлтктами» заключается в изучении организационно-экономических отношений по поводу построения системы риск-менеджмента, эффективных коммуникаций и управления конфликтами на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы по построению риск-менеджмента и управлению персоналом.
Задачи изучения дисциплины
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
• изучить научные основы построения системы риск-менеджмента, эффективных коммуникаций и управления человеческими ресурсами;
• обучиться формам, методам и правилам кадрового риск-менеджмента, коммуникаций и работы с персоналом организаций;
• сформировать новое мышление в отношении принципов формирования и использования эффективных коммуникаций и управления конфликтами организации любой формы собственности и механизма управления им;
• овладеть системным подходом к построению риск-менеджмента, коммуникаций и управлению конфликтами, освоить понятия, категории и законы, регулирующие отношения по поводу управления персоналом;
• овладеть навыками анализа, планирования, организации, развития, оценки социально-экономических отношений и кадровых рисков, эффективных коммуникаций и конфликтов;
• научиться разрабатывать обоснованные решения по вопросам кадрового риск-менеджмента, коммуникаций и конфликтов при управлении персоналом.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью обеспечивать профилактику конфликтов в кросскультурной среде, поддерживать комфортный морально-психологический климат в организации и эффективную организационную культуру
ПК-10 умением разрабатывать и внедрять корпоративные стандарты в области управления персоналом
ПК-21 умением выявлять и интерпретировать наиболее острые социально-трудовые проблемы организации, находить пути их решения, разрабатывать и экономически обосновать систему мер по их практической реализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы кадрового риск-менеджмента, эффективных коммуникаций и управления конфликтами, формы и методы работы с персоналом в системе управления организацией, принципы кадрового риск-менеджмента.

3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания современной теории и методологии риск-менеджмента, эффективных коммуникаций и управления конфликтами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать и оценивать состояние социально-трудовых проблем, кадровых рисков, работы с персоналом, коммуникаций, разрабатывать и обосновывать предложения по их развитию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Кадровый риск-менеджмент. Эффективные коммуникации. Управление конфликтами.
1.1. Система кадрового риск-менеджмента. Лекции 2 1 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.2. Система кадрового риск-менеджмента. Практические 2 0 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.3. Система кадрового риск-менеджмента. Сам. работа 2 14 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.4
1.4. Теория и практика организации работы с персоналом Лекции 2 0 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.5. Теория и практика организации работы с персоналом Практические 2 1 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.6. Теория и практика организации работы с персоналом Сам. работа 2 14 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.4
1.7. Построение эффективных коммуникаций в организации Лекции 2 0 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.8. Построение эффективных коммуникаций в организации Практические 2 2 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.4
1.9. Построение эффективных коммуникаций в организации Сам. работа 2 14 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.4
1.10. Управление конфликтами Лекции 2 1 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.4
1.11. Управление конфликтами Практические 2 1 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.12. Управление конфликтами Сам. работа 2 15 ПК-8, ПК-10, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бабосов, Е. М. Управление персоналом. : Учебное пособие из университетской библиотеки online Минск : ТетраСистемс, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=111916
Л1.2 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Дейнека А. В. Управление персоналом организации: Учебник Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017//http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=454057&sr=1, 2017 biblioclub.ru
Л1.4 Гавра Д.П. Основы теории коммуникаций: Учебник М. : Издательство Юрайт//www.biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A., 2017 www.biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чудинов А.П., Нахимова Е.А. Основы теории коммуникации: практикум М.: Флинта, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
Э2 http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»;
Э3 http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
Э4 http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
Э5 http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань".
Э6 http://www.personal.ru - электронная версия журнала "Управление персоналом";
Э7 http://www.kadrovik.ru - электронная версия журнала "Кадровик".
Э8 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.