МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Форсайт-сессия «Трансформация рынка труда и профессии будущего»
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Балашова Светлана Петровна

Рецензент(ы):
д.э.н., профессор, Долженко Руслан Алексеевич

Рабочая программа дисциплины
Форсайт-сессия «Трансформация рынка труда и профессии будущего»

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова Светлана Владиславльевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Лобова Светлана Владиславльевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дициплины является формирование у обучающихся целостного представления о тенденциях и факторах трансформации рынка труда, закономерностях его функционирования и механизмах регулирования для реализации профессиональной деятельности и возможностей адаптации на нем.
Задачами, решаемыми в процессе изучения дисциплины, являются:
- формирование современных теоретических представлений о рынке труда, факторах и усдловиях, обеспечивающих его формирование и эффективное функционирование, а также о профессиях, которые имеют тенденции к "умиранию" и профессиях будущего;
- изучение основных тенденций занятости и безработицы в современнном российском обществе;
- приобретение навыков практической работы в области анализа процессов, протекающих на рынке труда и на карте профессий будущего.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные теории рынка труда, а также факторы и условия, обеспещиваюего его формирование и трансформацию;
основные модели и типы рынка труда, а также формы и виды гибкой и неформальной занятости;
иметь представлдение о профессиях, имеющих тенденцию к "умиранию" и имеющих большой потенциал востребованности в будущем
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать отраслевую, профессиональную и возрастную структуру занятости современного рынка труда;
адаптироваться к неформальности и гибкости рынка труда, в том числе посредством фрилансерства, дистанционной и телезанятости
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками практической работы в области анализа процессов на рынке труда и на карте профессий будущего
способностью к самоорганизации и самообразованию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основные типы и модели рынка труда. Сравнительный анализ моделей рынка труда Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Основные типы и модели рынка труда. Сравнительный анализ моделей рынка труда Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Основные типы и модели рынка труда. Сравнительный анализ моделей рынка труда Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Изменения в отраслевой, профессиональной и возрастной структуре занятости. Роль трудовой мобильности в трансформациях рынка труда Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Изменения в отраслевой, профессиональной и возрастной структуре занятости. Роль трудовой мобильности в трансформациях рынка труда Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Изменения в отраслевой, профессиональной и возрастной структуре занятости. Роль трудовой мобильности в трансформациях рынка труда Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Государственная политика занятости и технологии работы на рынке труда. Неформальность и гибкость рынка труда Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Государственная политика занятости и технологии работы на рынке труда. Неформальность и гибкость рынка труда Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Государственная политика занятости и технологии работы на рынке труда. Неформальность и гибкость рынка труда Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Трансформация рынка труда в условиях цифровой экономики. Профессии будущего. Карта профессий будущего Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Трансформация рынка труда в условиях цифровой экономики. Профессии будущего. Карта профессий будущего Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Трансформация рынка труда в условиях цифровой экономики. Профессии будущего. Карта профессий будущего Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Поколенческие теории работников. Модель работника трансформирующегося рынка труда Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Поколенческие теории работников. Модель работника трансформирующегося рынка труда Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Поколенческие теории работников. Модель работника трансформирующегося рынка труда Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнейчук, Б. В. Рынок труда : , 2018 www.biblio-online.ru/book/97DBA476-6277-4E44-B051-B780898949F8
Л1.2 И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина Экономика труда в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F20EA8D8-6267-4BEF-BAC0-484768CE4B1E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Б. Яковлева [и др.] Рынок труда: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7AF1AD4E-1829-455A-9694-2225CD8DBC26
Л2.2 С. А. Барков [и др.] Управление человеческими ресурсами в 2 ч. Часть 2 : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B642FBB2-3999-4C61-AA5C-26BFF551FB80
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (семинарские) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение занятий является обязательным для всех студентов, кроме обучающихся по индивидуальному плану.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (семинарское) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.Вопросы для собеседования являются средством контроля формирования компетенций в процессе освоения дисциплины. Студент выбирает вопросы по теме и готовится самостоятельно, используя предложенную учебно-методическую литературу. На занятии в устной (или письменной) форме излагает изученный материал в рамках вопросов темы.
Выступление с выполненным заданием должно соответствовать следующему плану:
1. Вводная часть, в которой отражаются актуальные проблемы выбранной темы
2. Основная часть, раскрывающая базовое содержание вопроса и методологию
3. Заключение, показывающее авторскую позицию по поводу изучаемых проблем
Ответ на вопрос и активность участия на практическом занятии оценивается по 2-х балльной шкале.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (семинарских) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
Самостоятельная работа может быть представлена в форме подготовки доклада, реферата.При подготовке доклада обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях.
Цель подготовки доклада– овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями.
Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, формирует у студентов навыки самостоятельной работы.
Выступление с докладом оценивается по 2-х балльной шкале.
Выбор темы реферата ограничивается предложенным списком и рамками программы учебной дисциплины. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность. Представить основные вопросы по изучаемой проблеме и способы их решения на современном этапе. Раскрыть их сущность и, при необходимости, показать разнообразие подходов к изучению.
Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработка и формулирование полученных в результате выводов. Поэтому текст на 70-80% должен состоять из материалов, полученных при изучении первоисточников. Соответственно, необходимо и обязательно правильно оформить ссылки.
Реферат оценивается по 2-х балльной шкале.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.