МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-экономическая статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Тарасова А.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент , Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Социально-экономическая статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., Межов С.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., Межов С.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины «Социально-экономическая статистика» заключается в изучении системы статистических показателей, отражающих состояние и развитие явлений и процессов общественной жизни, применении полученных знаний и навыков при разработке, реализации и последующего контроля комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией управления и развития бизнес–единицы, а также процессами государственного и муниципального управления.
Основными задачами дисциплины являются:
приобретение знаний о статистических методах исследования массовых социально-экономических процессов и явлений в т.ч. в организационно-управленческой сфере;
организация и проведение статистического наблюдения;
умение логически верно и ясно выстраивать публичные выступления и презентации на основе корректного построения статистических таблиц и графиков;
приобретение практических знаний и навыков по применению методов расчета социально-экономических показателей и их интерпретации.
умение анализировать социальнозначимые проблемы и процессы;
определение эффективности управленческих решений;
исчисление и факторный анализ производительности и оплаты труда.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-17 способность использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– методы сбора, обработки и анализа статистической информации для решения прикладных экономических задач;
– основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;
– основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро и макроуровне
3.2.Уметь:
3.2.1.– использовать основные методы статистиче-ского анализа в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования
- анализировать во взаимосвязи экономиче-ские явления, процессы и институты на микро- и макроуровне, включая статистику цен, рынка труда и уровня жизни;
– анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
– осуществлять поиск информации по полу-ченному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
– методами расчета и статистического анализа важнейших показателей, характеризующих производственный потенциал, затраты и ре-зультаты в производстве товаров и услуг, эко-номическую эффективность деятельности предприятий, важнейших видов экономиче-ской деятельности и экономики в целом;
– современными методиками расчета и анализа динамики социально-экономических показателей, характеризующих развитие социальных и экономических процессов и явлений на микро и макроуровне

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально-экономическая статистика (статистика населения, трудовых ресурсов, нациоанльного богатства и СНС, предпринимательства, цен, уровня жизни и т.д.)
1.1. Тема 1 Основы социально-экономической статистики Лекции 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 6 4 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Тема 2. Статистика населения Лекции 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Тема 2. Статистика населения Практические 6 4 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 6 4 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Тема 3. Статистика национального богатства и СНС Лекции 6 4 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Тема 3. Статистика национального богатства и СНС Практические 6 8 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 6 10 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Тема 4. Статистика предпринимательства и предприятий Лекции 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 6 6 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Тема 5. Основные макроэкономические показатели, их взаимосвязь Лекции 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Тема 5. Основные макроэкономические показатели, их взаимосвязь Практические 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 6 6 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Тема 6. Статистика уровня жизни населения Лекции 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Тема 6. Статистика уровня жизни населения Практические 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 6 6 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Тема 7. Статистика цен и инфляции Лекции 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Тема 7. Статистика цен Практические 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 6 7 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.20. Тема 8. Статистика рынка труда, затрат на рабочую силу и оплаты труда Лекции 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.21. Тема 8. Статистика рынка труда, затрат на рабочую силу и оплаты труда Практические 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.22. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 6 8 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.23. Тема 9 Статистика рынка товаров и услуг Лекции 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.24. Тема 9 Статистика рынка товаров и услуг Практические 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.25. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 6 15 ПК-17 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС находятся в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС находятся в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находятся в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малых Н.И. СТАТИСТИКА В 2 Т. ТОМ 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Дудин М.Н., Лясников Н.В., Лезина М.Л. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 И. И. Елисеева Статистика в 2 т.: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малинина Т.Б. Демография и социальная статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Бычкова С.Г. Социальная статистика. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/bcode/404206
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-правовая система "Кодекс" [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://kodeks.lib.tpu.ru, доступ по общеуниверситетской сети (содержит образцы правовых и деловых документов, консультации юристов и аудиторов, словари экономических и бухгалтерских терминов, ежедневные обзоры законодательства России, стандарты и др.),
Э2 Полный список Интернет-ресурсов представлен на сайте НТБ ТПУ (http://www.lib.tpu.ru/full_text.xml?lang=ru),
Э3 Мониторинг экономических показателей; http://www.budgetrf.ru,
Э4 Деловая пресса; http://www.businesspress.ru,
Э5 Гарант. Правовая система. http://www.garant.ru,
Э6 Справочно-правовая система «Кодекс»
Э7 Информационно-справочная система «Консультант Плюс»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.