Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 27.03.03. Системный анализ и управление |
Профиль | Системный анализ и управление экономическими системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 27_03_03_САиУЭС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю., к.э.н., доцент
1.1. | Специалист по управлению экономическими системами должен отчетливо представлять размер допустимых физических, интеллектуальных, эмоциональных затрат, которые требует работа в конкретных организационно – технических условиях, и в соответствии с этим, корректировать свой подход к проектированию соответствующих компонентов, звеньев и взаимодействия в рабочей системе «человек – машина». |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-4 | способностью применять принципы оценки, контроля и менеджмента качества |
ОПК-7 | способностью к освоению новой техники, новых методов и новых технологий |
ОПК-8 | способностью участвовать в разработке организационно-технической документации, выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные содержательные понятия эргономики; аналитические (описательные), экспериментальные и расчетные методы эргономических исследований; особенности различных видов трудовой деятельности как предмета управления, проектирования и оценки в эргономике; понятие систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив- организация" и особенности их проектирования,включая особенности проектирования рабочих систем, связанных с использованием компьютерной техники; нормативно- правовую базу безопасности и охраны труда принципы оценки, контроля и менеджмента качества основы разработки организационно-технической документации, сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить эргономический анализ рабочего места и его элементов, рабочего пространства и рабочей среды; дать оценку эффективности проекта рабочей системы на основе эргономических критериев; применять принципы оценки, контроля и менеджмента качества участвовать в разработке организационно-технической документации, выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | спецификой эргономических исследований, их направлениях и задачах в современном производстве и управлении; навыками использования в решении задач эргономики современных технических средствах, баз данных, эргономических стандартах; способностью к освоению новой техники, новых методов и новых технологий способностью участвовать в разработке организационно-технической документации, выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Эргономика и ее место в системе других наук. Психофизиологические и психологические требования к орудиям труда | ||||||
1.1. | Эргономика и ее место в системе других наук | Лекции | 4 | 1 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Эргономика и ее место в системе других наук | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Краткая история, принципы и методы развития эргономики. Классификация рабочих профессий и учет требований эргономики при проектировании техники. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Классификация рабочих профессий и учет требований эргономики при проектировании техники. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Основные формы деятельности человека. Работоспособность человека и ее динамика | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Основные формы деятельности человека. Работоспособность человека и ее динамика | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Антропометрические и Физиологические характеристики человека | Лекции | 4 | 1 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Антропометрические и Физиологические характеристики человека | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Антропометрические и Физиологические характеристики человека | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Психофизиологическая деятельность человека. Психические функции человека в процессе труда | Лекции | 4 | 1 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Психофизиологическая деятельность человека. Психические функции человека в процессе труда | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Психофизиологическая деятельность человека. Психические функции человека в процессе труда | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Гигиенические требования к человеку в процессе труда | Лекции | 4 | 1 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Гигиенические требования к человеку в процессе труда | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Гигиенические требования к человеку в процессе труда. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.16. | Надежность человека в системе «Человек-коллектив-техника-производственная среда | Лекции | 4 | 1 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.17. | Надежность человека в системе «Человек-коллектив-техника-производственная среда | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.18. | Взаимодействие человека и орудий труда | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.19. | Взаимодействие человека и орудий труда | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.20. | Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту | Лекции | 4 | 1 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.21. | Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.22. | Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.23. | Психофизиологические и психологические требования к орудиям труда | Лекции | 4 | 1 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.24. | Психофизиологические и психологические требования к орудиям труда | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.25. | Санитарно-гигиенические и эстетические требования и рекомендации к производственной обстановке | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.26. | Санитарно-гигиенические и эстетические требования и рекомендации к производственной обстановке | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.27. | Санитарно-гигиенические и эстетические требования и рекомендации к производственной обстановке | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.28. | Методы учета эргономических требований при проектировании системы «человек-техника-среда | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.29. | Методы учета эргономических требований при проектировании системы «человек-техника-среда | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.30. | Методы учета эргономических требований при проектировании системы «человек-техника-среда | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.31. | Охрана труда как социально-экономическая категория | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.32. | Охрана труда как социально-экономическая категория | Лабораторные | 4 | 0 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.33. | Охрана труда как социально-экономическая категория | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.34. | Совершенствование системы охраны труда. Профессиональные риски | Лекции | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.35. | Совершенствование системы охраны труда. Профессиональные риски | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.36. | Совершенствование системы охраны труда. Профессиональные риски | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Одегов Ю.Г., Кулапов М.Н., Сидорова В.Н. | ЭРГОНОМИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. А. Климов [и др.] | Психология труда, инженерная психология и эргономика в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата | Москва : Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/437967 (дата обращения: 29.09.2019) |
Л2.2 | Е. А. Климов [и др.] | Психология труда, инженерная психология и эргономика в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата | Москва : Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/437968 (дата обращения: 29.09.2019) |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в ЭИОС | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: 1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/. Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
Для усвоения теоретических и практических основ курса необходимо: • изучить программу курса; • подобрать литературу по соответствующим темам и изучить её. Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом: 1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ. 2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, под-робно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу. Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем. 3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях. 4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, практических, лабораторных и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов. |