МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в эргономику

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Введение в эргономику

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю., к.э.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю., к.э.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Специалист по управлению экономическими системами должен отчетливо представлять размер допустимых физических, интеллектуальных, эмоциональных затрат, которые требует работа в конкретных организационно – технических условиях, и в соответствии с этим, корректировать свой подход к проектированию соответствующих компонентов, звеньев и взаимодействия в рабочей системе «человек – машина».

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью применять принципы оценки, контроля и менеджмента качества
ОПК-7 способностью к освоению новой техники, новых методов и новых технологий
ОПК-8 способностью участвовать в разработке организационно-технической документации, выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные содержательные понятия эргономики;
аналитические (описательные), экспериментальные и расчетные методы эргономических исследований;
особенности различных видов трудовой деятельности как предмета управления, проектирования и оценки в эргономике;
понятие систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив- организация" и особенности их проектирования,включая особенности проектирования рабочих систем, связанных с использованием компьютерной техники;
нормативно- правовую базу безопасности и охраны труда
принципы оценки, контроля и менеджмента качества
основы разработки организационно-технической документации, сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов

3.2.Уметь:
3.2.1.проводить эргономический анализ рабочего места и его элементов, рабочего пространства и рабочей среды;
дать оценку эффективности проекта рабочей системы на основе эргономических критериев;
применять принципы оценки, контроля и менеджмента качества
участвовать в разработке организационно-технической документации, выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.спецификой эргономических исследований, их направлениях и задачах в современном производстве и управлении;
навыками использования в решении задач эргономики современных технических средствах, баз данных, эргономических стандартах;
способностью к освоению новой техники, новых методов и новых технологий
способностью участвовать в разработке организационно-технической документации, выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эргономика и ее место в системе других наук. Психофизиологические и психологические требования к орудиям труда
1.1. Эргономика и ее место в системе других наук Лекции 4 1 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Эргономика и ее место в системе других наук Лабораторные 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Краткая история, принципы и методы развития эргономики. Классификация рабочих профессий и учет требований эргономики при проектировании техники. Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Классификация рабочих профессий и учет требований эргономики при проектировании техники. Лекции 4 1 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Основные формы деятельности человека. Работоспособность человека и ее динамика Лабораторные 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Основные формы деятельности человека. Работоспособность человека и ее динамика Сам. работа 4 4 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Антропометрические и Физиологические характеристики человека Лекции 4 1 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Антропометрические и Физиологические характеристики человека Лабораторные 4 4 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Антропометрические и Физиологические характеристики человека Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Психофизиологическая деятельность человека. Психические функции человека в процессе труда Лекции 4 1 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Психофизиологическая деятельность человека. Психические функции человека в процессе труда Лабораторные 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Психофизиологическая деятельность человека. Психические функции человека в процессе труда Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Гигиенические требования к человеку в процессе труда Лекции 4 1 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Гигиенические требования к человеку в процессе труда Лабораторные 4 4 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Гигиенические требования к человеку в процессе труда. Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Надежность человека в системе «Человек-коллектив-техника-производственная среда Лекции 4 1 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Надежность человека в системе «Человек-коллектив-техника-производственная среда Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. Взаимодействие человека и орудий труда Лабораторные 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.19. Взаимодействие человека и орудий труда Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.20. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту Лекции 4 1 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.21. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту Лабораторные 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.22. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту Сам. работа 4 4 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.23. Психофизиологические и психологические требования к орудиям труда Лекции 4 1 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.24. Психофизиологические и психологические требования к орудиям труда Лабораторные 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.25. Санитарно-гигиенические и эстетические требования и рекомендации к производственной обстановке Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.26. Санитарно-гигиенические и эстетические требования и рекомендации к производственной обстановке Лабораторные 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.27. Санитарно-гигиенические и эстетические требования и рекомендации к производственной обстановке Сам. работа 4 4 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.28. Методы учета эргономических требований при проектировании системы «человек-техника-среда Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.29. Методы учета эргономических требований при проектировании системы «человек-техника-среда Лабораторные 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.30. Методы учета эргономических требований при проектировании системы «человек-техника-среда Сам. работа 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.31. Охрана труда как социально-экономическая категория Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.32. Охрана труда как социально-экономическая категория Лабораторные 4 0 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.33. Охрана труда как социально-экономическая категория Сам. работа 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.34. Совершенствование системы охраны труда. Профессиональные риски Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.35. Совершенствование системы охраны труда. Профессиональные риски Лабораторные 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.36. Совершенствование системы охраны труда. Профессиональные риски Сам. работа 4 2 ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одегов Ю.Г., Кулапов М.Н., Сидорова В.Н. ЭРГОНОМИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. А. Климов [и др.] Психология труда, инженерная психология и эргономика в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/437967 (дата обращения: 29.09.2019)
Л2.2 Е. А. Климов [и др.] Психология труда, инженерная психология и эргономика в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/437968 (дата обращения: 29.09.2019)
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в ЭИОС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно).

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для усвоения теоретических и практических основ курса необходимо:
• изучить программу курса;
• подобрать литературу по соответствующим темам и изучить её.


Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, под-робно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, практических, лабораторных и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.