МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компетентностный подход к деятельности исследователя-преподавателя
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки38.06.01. Экономика
НаправленностьЭкономика и управление народным хозяйством
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_06_01_Экономика-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Компетентностный подход к деятельности исследователя-преподавателя

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 ЭКОНОМИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 898)

составлена на основании учебного плана:
38.06.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., проф. Морозова О.П.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.п.н., проф. Морозова О.П.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка аспиранта к осуществлению преподавательской деятельности в профессиональном образовании в логике компетентностного подхода.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью использовать результаты исследований, знание закономерностей и тенденций развития для решения проблем в области экономики, организации и управления предприятиями, отраслями, комплексами
ПК-2: готовностью осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию и методологию компетентностного подхода как ведущей стратегии развития профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы;
нормативные документы, концепции, теории, задающие компетентностный формат обучения;
компетенции, которыми должен владеть преподаватель профессиональной школы;
инновационные обучающие технологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теорию и методологию компетентностного подхода в практической работе преподавателя;
выстраивать рабочую программу дисциплину с учетом нормативных документов, концепций, теорий, задающих компетентностный формат обучения;
реализовывать компетенции преподавателя профессиональной школы;
использовать интерактивные технологии обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами компетентностной составляющей профессиональной культуры преподавателя высшей школы;
технологиями оценки, формирования и развития компетенций в сфере профессионального образования;
основами развертывания гуманитарных практик в учебном процессе вуза.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компетентностный подход в современных парадигмах образования
1.1. Профессиональная культура и профессиональная компетентность как цель профессионального образования Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Профессиональная культура и профессиональная компетентность как цель профессионального образования Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Профессиональная культура и профессиональная компетентность как цель профессионального образования Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Компетентность и компетенция: трактовка, соотношение Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Федеральные государственные образовательные стандарты о профессиональных компетнциях
2.1. Федеральные государственные образовательные стандарты о профессиональных компетенциях Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Федеральные государственные образовательные стандарты о профессиональных компетенциях Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Федеральные государственные образовательные стандарты о профессиональных компетенциях Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Профессиональные стандарты о профессиональных компетенциях Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Профессиональные стандарты о профессиональных компетенциях Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Профессиональные стандарты о профессиональных компетенциях Сам. работа 3 8 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Индикаторы и показатели компетенций Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Индикаторы и показатели компетенций Сам. работа 3 6 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Компетентностно-ориентированная рабочая программа дисциплины Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Компетентностно-ориентированная рабочая программа дисциплины Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.11. Компетентностно-ориентированная рабочая программа дисциплины Сам. работа 3 6 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.12. Компетентностно-ориентированные фонды оценочных средств Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.13. Компетентностно-ориентированные фонды оценочных средств Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.14. Компетентностно-ориентированные фонды оценочных средств Сам. работа 3 6 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Педагогическая технология в компетентностном образовании
3.1. Сущность компетентностно-ориентированной педагогической технологии Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Сущность компетентностно-ориентированной педагогической технологии Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Сущность компетентностно-ориентированной педагогической технологии Сам. работа 3 6 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Формирование профессиональных компетенций в технологии контекстного обучения Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Формирование профессиональных компетенций в технологии контекстного обучения Практические 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Формирование профессиональных компетенций в технологии контекстного обучения Сам. работа 3 6 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Постановка и решение профессиональных задач Сам. работа 3 6 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Учебное занятие в вузе в контексте компетентностного подхода
4.1. Цели и типология, формы, структура учебных занятий в вузе с позиции компетентностного подхода Сам. работа 3 6 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Цели и типология, формы, структура учебных занятий в вузе с позиции компетентностного подхода Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Виды современной лекции в контексте компетентностного подхода Лекции 3 2 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Виды современной лекции в контексте компетентностного подхода Сам. работа 3 6 ПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.2 Т. В. Манянина Коммуникативная компетентность в педагогическом общении (в аспекте психологической культуры педагога) : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 78 шт., 2007
Л1.3 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Д. Самойлов Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=448168
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE "Компетентностный подход в деятельности преподавателя" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3422
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу аспирантов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений аспирантов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности. Самостоятельная работа - это индивидуальная учебная деятельность аспиантов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа аспирантов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям аспиранты могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому сапиранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает аспирантам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически аспирант не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.