МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология толпы и массовых беспорядков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология толпы и массовых беспорядков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение психологии толпы и масс как отрасли социальной психологии и изучение феноменологии и механизмов стихийного массового поведения: сущность стихийного массового поведения, психологические особенности индивида в толпе,механизмы управления толпой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять закономерности и методы науки в решении профессиональных задач
ПК-10 способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные закономерности, методы, приемы психологии толпы и массовых беспорядков
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике и структуре психологии толпы и массовых беспорядках, обобщать и систематизировать знания по проблемам, темам курса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Толпа и массовые беспорядки в современном мире
1.1. Толпа в житейском и психологическом смысле Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
1.2. Виды толпы. Сетевая толпа. Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
1.3. Когнитивные технологии массовых беспорядков. Умная толпа. Технологии ненасильственных действий толпы Практические 6 4 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
1.4. Толпа как модель «черного ящика» Сам. работа 6 15 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
Раздел 2. Психологические особенности толпы
2.1. Повышенная подверженность эмоциональным волнениям и эмоциональное заражение Лекции 6 4 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
2.2. Повышение роли примера окружающих как фактора мотивации. Стирание индивидуальных различий между людьми Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
2.3. Предпосылки к появлению униформы. Способность активизироваться и пойти за лидером Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
2.4. Возможность вдохновить толпу на выполнение самой невероятной задачи и невосприимчивость к аргументам, основанным на логике и здравом смысле Сам. работа 6 15 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
Раздел 3. Факторы формирования толпы. Психологические типы толпы. Сценарии поведения толпы
3.1. Внешние и внутренние факторы формирования толпы Лекции 6 4 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
3.2. Тип толпы I: приближение к предмету потребности при благоприятных условиях среды и достаточности ресурсов Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
3.3. Тип толпы II: удаление от предмета потребности при неблагоприятных условиях среды и недостаточности ресурсов Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
3.4. Толпа типа III: борьба за предмет потребности при неблагоприятных условиях среды и достаточности ресурсов Практические 6 4 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
Раздел 4. Управление толпой как субъектом массовых беспорядков
4.1. Внешнее противопоставление толпы (МЫ) другим (ОНИ). Участники толпы Лекции 6 4 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
4.2. Нормативность поведения участников толпы. Факторы, способствующие и препятствующие превращению пассивной толпы в действующую Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
4.3. Потребности, определяющие поведение участников толпы Практические 6 2 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
4.4. Пространственные характеристики толпы. Перемещения людей внутри толпы и движение толпы. Прочие факторы Сам. работа 6 15 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5
4.5. экзамен Экзамен 6 27 ОПК-1, ПК-10 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. Лебон Психология народов и масс: Москва : Директ-Медиа, 2007 biblioclub.ru
Л1.2 Платонов Ю. П. Социальная психология поведения: Питер, 2006
Л1.3 Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные кампании: Высшая школа, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для вузов Аспект Пресс, 2008
Л2.2 Прангишвили А.В. Социальная психология паники в свете понятия установки. В кн.: Прангишвили А.В. Исследования по психологии установки: , 1967
Л2.3 Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. : Дрофа, 2007
Л2.4 Арипов Э. А Предупреждение массовых беспорядков: Российский следователь. – 2008. - № 8. – С. 22-25., 2008
Л2.5 Филатов Н. Проблемы безопасности поведения в толпе: ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 1999. - № 8. – С. 22-24., 1999
Л2.6 Московичи С. Век толпы: , 1996
Л2.7 Шестопал Е.Б Политическая психология: Учебник , 2002
Л2.8 Есеновский В. Как уберечься в толпе: ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2001. - № 10. – С. 33-34., 2001
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шейн Э., Ковалева Т.Ю., Жильцов С. Организационная культура и лидерство: учебник СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л3.2 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология толпы и массовых беспорядков ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э2 Психология толпы и массовых беспорядков ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
Э3 Психология толпы и массовых беспорядков portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.