МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистическая обработка данных в экономических исследованиях
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.06.01. Экономика
НаправленностьЭкономика и управление народным хозяйством
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_06_01_Экономика-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 64
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, В.В. Воробьева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Статистическая обработка данных в экономических исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 ЭКОНОМИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 898)

составлена на основании учебного плана:
38.06.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. Межов Степан Игоревич

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н. Межов Степан Игоревич

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины «Статистическая обработка данных в экономических исследованиях» - обеспечение теоретической базы профессиональной подготовки обучающегося в области экономики, изучение методов статистического анализа и прогнозирования показателей, отражающих развитие социально-экономических процессов России и зарубежных государств в конкретных условиях места и времени.

Задачами дисциплины являются: овладение комплексом современных методов сбора, обработки, обобщения и анализа статистической информации для изучения тенденций и закономерностей экономических явлений и процессов; освоение статистических методов анализа социально-экономических процессов и явлений; изучение системы социально-экономических показателей, основных экономических классификаций, используемых в отечественной и международной статистике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью использовать результаты исследований, знание закономерностей и тенденций развития для решения проблем в области экономики, организации и управления предприятиями, отраслями, комплексами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы сбора, обработки и анализа статистической информации для решения прикладных экономических задач; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро и макроуровне.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне, включая статистику цен, рынка труда и уровня жизни; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; методами расчета и статистического анализа важнейших показателей, характеризующих производственный потенциал, затраты и результаты в производстве товаров и услуг, экономическую эффективность деятельности предприятий, важнейших видов экономической деятельности и экономики в целом;
современными методиками расчета и анализа динамики социально-экономических показателей, характеризующих развитие социальных и экономических процессов и явлений на микрои макроуровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы статистики
1.1. Современные средства обработки экономической информации Сам. работа 2 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Система показателей, основные статистические группировки и классификации Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Система показателей, основные статистические группировки и классификации Сам. работа 2 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Способы наглядного представления статистических данных Лекции 2 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Способы наглядного представления статистических данных Практические 2 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2
1.6. Способы наглядного представления статистических данных Сам. работа 2 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Средние величины и показатели вариации Сам. работа 2 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Статистическое изучение связи между явлениями Лекции 2 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Статистическое изучение связи между явлениями Практические 2 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Статистическое изучение связи между явлениями Сам. работа 2 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Анализ рядов динамики Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Анализ рядов динамики Сам. работа 2 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Индексный анализ Сам. работа 2 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Долгова В. Н., Медведева Т. Ю. СТАТИСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/9AEB3BD0-9797-4AD9-856B-38294B4D49A2
Л1.2 Яковлев В.Б. Статистика. Расчеты в Microsoft Excel: Учебное пособие для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/viewer/statistika-raschety-v-microsoft-excel-453051#page/1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черткова Е.А. Статистика. Автоматизация обработки информации: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/0CBA0F5B-1227-46F3-8C8E-D9BAB4AC306A
Л2.2 Малых Н.И. СТАТИСТИКА В 2 Т. ТОМ 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/657B9186-D3EC-4242-9468-5C8BD873E248
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики (Росстат) http://www.gks.ru
Э2 Министерство финансов Российской Федерации (официальный сайт) http://www.minfin.ru
Э3 Центральный банк Российской Федерации (официальный сайт) http://www.cbr.ru
Э4 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" http://portal.edu.asu.ru
Э5 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" http://e.lanbook.com
Э6 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru
Э7 Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru
Э8 Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
Э9 Курс в Moodle «Статистика» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2741
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
Основной целью лекционных занятий является приобретение обучающимися теоретических знаний в облати количественного финансового анализа.
При изучение дисциплины используются следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы:
- СПС «Консультант+»;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на тестовые задания;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.