МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональная экономика и политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильЭкономическая и социальная политика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_ЭСП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Боровиков Д.В.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Л.А.Капустян

Рабочая программа дисциплины
Региональная экономика и политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 321

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.01.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, проф. Е.Е.Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.01.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р экон. наук, проф. Е.Е.Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целю изучения дисциплины является формирование у студентов представлений и навыков управления хозяйственными системами отдельных территорий в целях развития экономической самостоятельности, достижения конкурентоспособности в условиях рыночного хозяйствования и организации устойчивых экономических взаимосвязей с другими территориями страны и зарубежья.
К задачам дисциплины относятся следующие:
- ознакомление студентов с историей становления научного направления «региональная экономика»;
- определение места дисциплины в системе наук;
- определение цели и задач изучения данной дисциплины в курсе обучения студентов экономических специальностей;
- определение методов, используемых научной дисциплиной;
- изучение региональной экономической структуры РФ;
- выявление факторов экономического развития регионов России;
- формирование представлений и навыков управления региональной экономической системой;
- выявление проблем и способов их решения в системе региональной политики Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- терминологию и теоретические модели региональной экономики и политики;
- формы территоральной организации социально-экономических процессов и методы управления ими.
3.2.Уметь:
3.2.1.-объяснять региональные процессы современной России и зарубежных стран и анализировать актуальные проблемы региональной политики;
- структуру территориального деления Российской Федерации, формы и способы управления социально-экономического развития отдельный частей территории страны
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-составления социально-экономической характеристики региона с учетом факторов, обуславливающих региональное развитие и перспективных направлений развития;
- иметь навыки использования теорий региональной политики и соответствующего понятийного аппарата при работе в органах власти и управления по реализации региональной политики;
- обладать навыками проведения научных исследований в области региональной политики и регионального управления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы региональной экономики и управления.
1.1. Объект, предмет, цели, задачи дисциплины. Связь с другими научными дисциплинами. Лекции 4 1 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.2. История становления региональной науки. Ключевые территориальные теории. Практические 4 2 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.3. Методы научного познания в региональных исследованиях. Практические 4 2 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.4. Научные школы и теоретические модели территориального развития Сам. работа 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Региоанльная структура Российской Федерации.
2.1. Политико-административное деление России. Таксономия территориального деления территории России Лекции 4 1 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.2. Специфика пространственного развития России Сам. работа 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.3. Особенности природных, демографических, экономических показателей регионов (макрорегионов) России. Практические 4 4 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.4. Территориальные экономические единицы России: Экономические зоны, территиально-производственные комплексы, производственные центры. Характеристика экономического развития. Сам. работа 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Факторы регионального экономического развития.
3.1. Экономико-географическое положение региона как фактор регионального развития. Сам. работа 4 5 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.2. Природные условия и ресурсы региона. Сам. работа 4 5 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.3. Социально-демографические факторы регионального развития. Сам. работа 4 5 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.4. Структра регионального хозяйства. Лекции 4 1 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.5. Факторы регионального развития Практические 4 4 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.6. Предпол\сылки и факторы развития на примере отдельных территорий. Сам. работа 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 4. Региональная политика России
4.1. Основные подходы к реализации региональной политики Лекции 4 1 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.1
4.2. Региональная политика России: цели, принципы, методы. Практические 4 4 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.1
4.3. Региональная политика в России и за рубежом на разных этапах исторического развития. Сам. работа 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 5. Алтайский край. Экономическое развитие региона.
5.1. Алтайский край общая социально-экономическая характеристика.Место края в территориальном разделении труда. Лекции 4 2 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.1
5.2. Отрасли хозяйства Алтайского края. Перспективы развития хозяйственной системы. Практические 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.1
5.3. Субфедеральная социально-экономическая политика (на примере Алтайского края). Стратегические направления социально-экономического развития края и методы Лекции 4 2 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.1
5.4. Алтайский край.История освоения территории, особенности территориального развития края и его частей Сам. работа 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. файл в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прокопов Ф.Т. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ: для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Угрюмова А.А., Ерохина Е.В., Савельева М.В. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин Региональная экономика и управление: учебник М.: ИНФРА-М, 2008
Л2.2 Прокопов Ф.Т. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Научная школа: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва), 2018 https://biblio-online.ru/book/799B3536-0F1F-430A-BBA5-098EB6A39F8E/regionalnaya-ekonomika-i-upravlenie-razvitiem-territoriy
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Мищенко В. В., Лущенко Т. Г., Пуричи В. В. Региональная экономика и политика: методическая разработка Барнаул: Издательство АлтГУ, 2009 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.049(2)/Р 326-757655
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственная региональная экономическая политика elibrary.asu.ru
Э2 Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края elibrary.asu.ru
Э3 Экономическое развитие региона elibrary.asu.ru
Э4 Курс в moodle "Региональная экономика и политика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.consultant.ru
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru/
5. Юрайт https://www.biblio-online.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.

Методические рекомендации по подготовке рефератов

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.
Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются.