Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.01. Экономика |
Профиль | Экономическая и социальная политика |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v38_04_01_ЭСП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 01.01.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р экон. наук, проф. Е.Е.Шваков
1.1. | Целю изучения дисциплины является формирование у студентов представлений и навыков управления хозяйственными системами отдельных территорий в целях развития экономической самостоятельности, достижения конкурентоспособности в условиях рыночного хозяйствования и организации устойчивых экономических взаимосвязей с другими территориями страны и зарубежья. К задачам дисциплины относятся следующие: - ознакомление студентов с историей становления научного направления «региональная экономика»; - определение места дисциплины в системе наук; - определение цели и задач изучения данной дисциплины в курсе обучения студентов экономических специальностей; - определение методов, используемых научной дисциплиной; - изучение региональной экономической структуры РФ; - выявление факторов экономического развития регионов России; - формирование представлений и навыков управления региональной экономической системой; - выявление проблем и способов их решения в системе региональной политики Российской Федерации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-11 | способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - терминологию и теоретические модели региональной экономики и политики; - формы территоральной организации социально-экономических процессов и методы управления ими. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -объяснять региональные процессы современной России и зарубежных стран и анализировать актуальные проблемы региональной политики; - структуру территориального деления Российской Федерации, формы и способы управления социально-экономического развития отдельный частей территории страны |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -составления социально-экономической характеристики региона с учетом факторов, обуславливающих региональное развитие и перспективных направлений развития; - иметь навыки использования теорий региональной политики и соответствующего понятийного аппарата при работе в органах власти и управления по реализации региональной политики; - обладать навыками проведения научных исследований в области региональной политики и регионального управления. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы региональной экономики и управления. | ||||||
1.1. | Объект, предмет, цели, задачи дисциплины. Связь с другими научными дисциплинами. | Лекции | 4 | 1 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
1.2. | История становления региональной науки. Ключевые территориальные теории. | Практические | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
1.3. | Методы научного познания в региональных исследованиях. | Практические | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
1.4. | Научные школы и теоретические модели территориального развития | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Региоанльная структура Российской Федерации. | ||||||
2.1. | Политико-административное деление России. Таксономия территориального деления территории России | Лекции | 4 | 1 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
2.2. | Специфика пространственного развития России | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Особенности природных, демографических, экономических показателей регионов (макрорегионов) России. | Практические | 4 | 4 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
2.4. | Территориальные экономические единицы России: Экономические зоны, территиально-производственные комплексы, производственные центры. Характеристика экономического развития. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 3. Факторы регионального экономического развития. | ||||||
3.1. | Экономико-географическое положение региона как фактор регионального развития. | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
3.2. | Природные условия и ресурсы региона. | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
3.3. | Социально-демографические факторы регионального развития. | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
3.4. | Структра регионального хозяйства. | Лекции | 4 | 1 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
3.5. | Факторы регионального развития | Практические | 4 | 4 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
3.6. | Предпол\сылки и факторы развития на примере отдельных территорий. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
Раздел 4. Региональная политика России | ||||||
4.1. | Основные подходы к реализации региональной политики | Лекции | 4 | 1 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
4.2. | Региональная политика России: цели, принципы, методы. | Практические | 4 | 4 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
4.3. | Региональная политика в России и за рубежом на разных этапах исторического развития. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
Раздел 5. Алтайский край. Экономическое развитие региона. | ||||||
5.1. | Алтайский край общая социально-экономическая характеристика.Место края в территориальном разделении труда. | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
5.2. | Отрасли хозяйства Алтайского края. Перспективы развития хозяйственной системы. | Практические | 4 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
5.3. | Субфедеральная социально-экономическая политика (на примере Алтайского края). Стратегические направления социально-экономического развития края и методы | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
5.4. | Алтайский край.История освоения территории, особенности территориального развития края и его частей | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. файл в Приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Прокопов Ф.Т. | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ: для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Угрюмова А.А., Ерохина Е.В., Савельева М.В. | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин | Региональная экономика и управление: учебник | М.: ИНФРА-М, 2008 | |
Л2.2 | Прокопов Ф.Т. | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Научная школа: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва), 2018 | https://biblio-online.ru/book/799B3536-0F1F-430A-BBA5-098EB6A39F8E/regionalnaya-ekonomika-i-upravlenie-razvitiem-territoriy |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Мищенко В. В., Лущенко Т. Г., Пуричи В. В. | Региональная экономика и политика: методическая разработка | Барнаул: Издательство АлтГУ, 2009 | RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.049(2)/Р 326-757655 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Государственная региональная экономическая политика | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Экономическое развитие региона | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс в moodle "Региональная экономика и политика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. http://www.consultant.ru 2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru/ 5. Юрайт https://www.biblio-online.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы. Методические рекомендации по подготовке рефератов Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются. |