МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистические информационные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_Э-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук., доцент , Зиновьев А.Г.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат. наук, доцент, Кузьмин П.И.

Рабочая программа дисциплины
Статистические информационные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 01.09.2020 г. № 01
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Е.Е.,дэн,профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 01.09.2020 г. № 01
Заведующий кафедрой Шваков Е.Е.,дэн,профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Целями освоения учебной дисциплины "Статистические информационные системы"являются:
- обучение студетов основам работы с статистической информацией с использованием информационных технологий для решения экономических задач;
- овладение необходимыми навыками сбора, обработки и анализа статистической информации при принятии управленческих решений в экономике на основе использования информационных технологий.
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
- обучение студентов основам овладения статистическими информационными ситемами для задач измерения и принятия управленческих решений в экономике;
- изучить принципы методов сбора, обработки и статистического анализа реальных экономических процессов и явлений во времени и в пространстве;
- получить знания по эмпирическому выводу обработанной и проанализированной статистической информации, а так же закономерностей и законов, действующих в настоящее время;
- научиться применять и использовать информационные технологии при обработке и анализе статистической информации, а также оценивать ее значимость для объяснения поведения исследуемых экономических явлений;
- проверять выдвигаемые гипотезы о свойствах статистических показателей и формах их связи;
- научиться оценивать и использовать результаты статистического анализа для прогноза и принятия обоснованных экономических решений.
Курс имеет прикладную направленность, что реализуется через применение конкретных статистических информационных технологий , предложенных автором рабочей программы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
ПК-7 способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
ПК-8 способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6
1. Основные понятия, категории и инструменты статистических информационных систем
2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации
3. Основные критерии оценки достоверности и значимости статистической информации
ПК-7
1. Приемы работы и формирования с отечественными и зарубежными источниками информации
2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации
3. Основные критерии оценки обработки и анализа собранной статистической информации
ПК-8
1. Приемы выбора инструментальных средств для сбора и обработки статистической информации
2. Общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации
3. Основные критерии оценки обработки и анализа собранной статистической информации
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6
1. Применять информационные технологии при обработке и анализе статистической информации
2. Давать технико-экономическое обоснование проанализированной статистической информации
3. Применять основные методы оценки значимости и достоверности статистической информации
ПК-7
1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информации
2. Представлять результаты статистической информации в виде статистических таблиц и графиков
3. Обобщать и грамотно оформлять полученные результаты исследования в виде аналитического отчета
ПК-8
1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и анализе статистической информации
2. Обобщать и обосновывать полученные результаты исследования оформляя их в виде аналитического отчета, статистических таблиц и графиков
3. Экономически интерпретировать результаты расчетов при проведении статистического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6
1. Программным обеспечением при сборе, обработке и анализе статистической информации
2. Методами и способами сбора, обработки и анализа статистической информации с использованием компьютерных технологий
3. Навыками применения статистических информационных технологий при проведении научных исследований
ПК-7
1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации
2. Современными методами оценки и анализа собранной и обработанной статистической информации с учетом ее достоверности
3. Компьютерными программными продуктами при реализации методов сбора, обработки и анализа статистической информации
ПК-8
1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и анализа статистической информации при проведении статистического исследования
2. Современными методами оценки и анализа эконометрических показателей с учетом их значимости и качества
3. Компьютерными программными продуктами при реализации статистических методов исследования для принятия управленческих решений



4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Статистические информационные системы
1.1. Предмет и методы статистических информационных систем Лекции 5 2 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Основные категории статистических информационных систем Практические 5 2 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Статистическая информация и ее источники Практические 5 0,5 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Измерение и типы измерительных шкал Практические 5 0,5 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.5. Сбор и формирование статистической информации Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3
1.6. Статистическое наблюдение этапы его проведения Практические 5 2 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.7. Методы обработки статистической информации Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.8. Программное обеспечение статистической информации Сам. работа 5 10 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.9. Сводка и группировка статистической информации. Построение статистических таблиц и графиков средствами MS EXCEL Практические 5 1 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.10. Ряды распределения и статистические графики в MS EXCEL и в пакете SPSS Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3
1.11. Расчет и анализ показателей описательной статистики в MS EXECL с помощью встроенных функций Лекции 5 2 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.12. Автоматизированный априорный анализ статистической информации в среде MS EXECEL Сам. работа 5 2 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.13. Формирование и анализ выборочной совокупности Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.14. Расчет ошибки выборки и определение доверительного интервала Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.15. Оценка качества измерений и измерительных инструментов статистической информации Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3
1.16. Анализ результатов исследования статистической информации и статистические выводы Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.17. Проверка статистических гипотез, достоверности и значимости статистической информации Сам. работа 5 2 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3
1.18. Статистический анализ взаимосвязей и взаимозависимостей между социально-экономическими явлениями и процессами на основе использования информационных технологий Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3
1.19. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей в MS EXECL с помощью встроенных функций Сам. работа 5 2 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.20. Меры связи и проверка их на значимость Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.21. Параметрические методы проверки значимости и достоверности статистической информации Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.22. Дисперсионный анализ статистической информации средствами MS EXCEL Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3
1.23. Анализ временных рядов и статистическое прогнозирование Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.24. Моделирование и прогнозирование на основе анализа временных рядов в среде MS EXCEL Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3
1.25. Статистические показатели временного ряда и методы его выравнивания Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
1.26. Методы многомерных группировок в программных средствах MS EXCEL и SPSS Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л3.2, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
формирование, обработка и анализ статистической информации с использованием информационных технологий
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Файл с ФОС прикреплен в закладке "Приложения"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес: учеб. пособие для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА]/ ЭБС "ONLINE", 2012
Л1.2 под ред. И. И. Елисеевой Статистика: учебник М.: Проспект, 2011
Л1.3 АлтГУ Математическое моделирование: учеб. пособие для аспирантов, обучающихся по напр. 09.06.01 Информатика и вычислительная техника (профиль "Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ") Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2011
Л2.2 Шмойлова Р.А. Теория статистики: Учебник из универсальной библиотеки online: Теория статистики Финансы и статистика, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Боченина М.В., Бурова Н.В., Елисеева И.И., Михайлов Б.А., Елисеева И.И. Статистика. Базовый курс: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2011
Л3.2 Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы в экономике: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение:
Средства MSOffice; Word; Excel; PowerPoint и другие
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
410С лаборатория "Лингафонный кабинет" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 29 посадочных мест; рабочее место преподавателя, маркерные доски – 2 шт., кафедра, переносные ноутбуки: марка Lenovo модель G50-70 - 15 единиц; телевизор sharp, музыкальный центр samsung MAX-ZG550
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.