МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История управленческой мысли

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 24
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
История управленческой мысли

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №7 от 12 января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с основными, наиболее значительными направлениями развития управленческой мысли на различных этапах развития экономики и формирования науки управления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - причины, приводящие к эволюции управленческих теорий;
- основные этапы эволюции управленческих теорий;
- особенности развития основных управленческих теорий.
3.2.Уметь:
3.2.1. - анализировать причины, влияющие на эволюцию управленческих теорий;
- выбирать актуальные для организации управленческие теории;
- использовать знания, относящиеся к разным этапам эволюции управленческих теорий, на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - анализа социальных отношений, влияющих на управление;
- выбора актуальных для организации управленческих теорий;
- применения достижений различных управленческих теорий в современном менеджменте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие управления. Периодизация в истории управленческой мысли
1.1. Сущность, актуальность, разновидности управления Лекции 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, актуальность, разновидности управления Практические 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность, актуальность, разновидности управления Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Периодизация в истории управленческой мысли Лекции 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Периодизация в истории управленческой мысли Практические 2 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Периодизация в истории управленческой мысли Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные управленческие школы
2.1. Школа научного управления Лекции 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Школа научного управления Практические 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Школа научного управления Сам. работа 2 16 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Классическая (административная) школа Лекции 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Классическая (административная) школа Практические 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Классическая (административная) школа Сам. работа 2 11 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Школа «человеческих отношений». Поведенческая школа. Лекции 2 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Школа «человеческих отношений». Поведенческая школа. Практические 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Школа «человеческих отношений». Поведенческая школа. Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Школа количественных методов.Подход к управлению как к процессу Лекции 2 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Школа количественных методов.Подход к управлению как к процессу Практические 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Школа количественных методов.Подход к управлению как к процессу Сам. работа 2 15 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Понуждаев Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие. Кн.1 : Учебное пособие из университетской библиотеки "Online" Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271807
Л1.2 Понуждаев Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие. Кн.2 : учебник из университетской библиотеки "Online" Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Понуждаев Э.А. История управленческой мысли : курс лекций : учебник из университетской библиотеки "Online" Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275271
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС: Университетская библиотека "Лань"
Э2 ЭБС: Университетская библиотека online
Э3 Справочно-правовая система КонсультантПлюс
Э4 Справочно-правовая система Гарант
Э5 Электронный курс «История упправленческой мысли» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.