МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Контроль качества высшего образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ДПИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск, доц, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Контроль качества высшего образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 N 1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области контроля качества высшего образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью и готовностью анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования
ПК-7 способностью и готовностью организовывать системы оценивания деятельности педагогов и обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия управления качеством, различные системы обеспечения качеством образования
- методы осуществления контроля и анализа качества в системе высшего образования
- требования российских и международных стандартов серии ИСО 9000 по обеспечению качества образования
- современные подходы в области управления качеством образования
- процедуры подтверждения качества предоставляемых образовательных услуг
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать конкретные методы мониторинга качества образования
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
- коллективно принимать решения в области управления качеством высшего образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- современными методами и конкретными инструментами контроля качества образования и управления им
- представления собственной аргументированной позиции в ситуации выбора конкретного метода контроля качества высшего образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и сущность качества
1.1. Предмет науки управления качеством. Определение, природа и сущность качества. Лекции 2 2 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Терминология в области качества. Анализ рсско-английских соответствий основных терминов. Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Функции управления качеством. Состав, содержание и характеристика функций: политика и планирование качества, организация работ по качеству, мотивация и обучение персонала, контроль качества и информация о качестве, разработка мероприятии по качеству, принятие решений и их реализация, взаимодействие с внешней средой. Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Система управления качеством
2.1. Принципы управления качеством. Проблемы, недостатки и перспективы развития отечественной системы управления качеством Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Сравнительный анализ национальных принципов управления качеством Сам. работа 2 18 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Система управления качеством, основанная на стандартах ИСО серии 9000 Международные организации по стандартизации: ИСО, МЭК. Практические 2 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Управление качеством образовательного процесса
3.1. Понятие управления качеством применительно к системе образования. Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Построение процессуальной модели управления качеством высшего образования: вход – выход, потребители, внутренние механизмы контроля качества Сам. работа 2 18 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Управление инновационными процессами как один из способов обеспечения качества образования Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Методы оценки результатов образовательного процесса. Способы представления результатов оценки качества образовательных услуг. Оценка результатов внешними потребителями образовательных услуг. Процедура самообследования (внутреннего аудита) с целью оценки условий и качества предоставляемых образовательных услуг. Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Балльно-рейтинговая система оценивания в вузе. Тестирование как метод контроля качества образования Сам. работа 2 15 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Государственный контроль в области высшего образования
4.1. Система государственного контроля качества высшего образования: надзор, процедура лицензирования, государственная аккредитация. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ Лекции 2 2 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Анализ нормативной документации, регламентирующий процесс контроля качества высшего образования Сам. работа 2 23 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Нормативные документы, регламентирующие процедуры государственного контроля образовательной деятельности в сфере высшего образования Сам. работа 2 12 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Зачет 2 4 ПК-3, ПК-7 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зинурова, Р.И. Стратегии развития системы высшего образования: международный опыт и российская практика : учебное пособие Казань : КНИТУ, ЭБС "Лань", 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Оськина, С.Д. Высшее образование и карьера : учебно-методическое пособие Омск : ОмГУ, ЭБС "Лань", 2012 https://e.lanbook.com/book/12878.
Л2.2 Джуринский, А.Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы : монография Москва : Издательство "Прометей", 2017 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ Международное образовательное сотрудничество: опыт трансграничного вуза: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научно-методический журнал "Управление качеством образования" uko.effektiko.ru
Э2 Журнал "Качество образования" www.edu-quality.ru
Э3 Курс "Контроль качества высшего образования" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения на семинарском занятии. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в рабочей программе к курсу.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока время не стерло содержание лекции из памяти (через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала).
С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки. Расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование).
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.