МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая педагогика, история педагогики и образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьОбщая педагогика, история педагогики и образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_06_01_Образование и педагогические науки-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П

Рабочая программа дисциплины
Общая педагогика, история педагогики и образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №902)

составлена на основании учебного плана:
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.углубление у аспирантов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
освоение аспирантами мирового историко-педагогического процесса, закономерностей его развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у разных народов в конкретных исторических формах от древнейших времен до наших дней;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения;
развитие у аспирантов инновационного профессионально-педагогического мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью к применению результатов научных педагогических исследований при решении задач практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.феноменологию, ключевые понятия, теоретические положения и прикладное значение основных подходов к изучению истории педагогики и образования как междисциплинарной области знания;
тенденции и парадигмы современного образования;
принципы организации и построения образования в России и за рубежом;
цели и задачи профессионального педагогического образования;
понятийный аппарат педагогики.
3.2.Уметь:
3.2.1.видеть причинно-следственные связи между педагогическими явлениями прошлого и современной политикой в сфере образования;
ориентироваться в разнообразии историко-педагогических ценностей, выделять среди них наиболее значимые и перспективные с учетом принципов историзма и культуросообразности;
оперировать понятийным аппаратом педагогики;
использовать знание закономерностей педагогического процесса для организации взаимодействия "учитель- ученик";
выстраивать педагогический процесс на принципах стиля нового педагогического мышления.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системой знаний об истории становления и развития сферы образования, о сущности, содержании и структуре образовательных процессов;
навыками использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности;
понятийным аппаратом педагогики при анализе педагогических ситуаций;
педагогическим знанием для обнаружения профессиональных задач в социокультурных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы педагогики
1.1. Предметная область педагогики. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Различные подходы к определению предмета педагогики. Лекции 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Аксиологические основы педагогики. Образование как общечеловеческая ценность. Сам. работа 2 3 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Сравнительный анализ современного состояния педагогики и образования в России и за рубежом. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Логика и условия построения целостного педагогического процесса. Лекции 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Система образования в Российской Федерации и перспективы ее развития. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. История педагогики и образования
2.1. Современная трактовка истории педагогики и образования как области педагогической науки. Методологические основы, методы исследования и проблемы периодизации историко-педагогического процесса. Сам. работа 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Формирование представлений о профессии учитель и его подготовке в историко-педагогическом процессе. Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. История педагогики и образования за рубежом Практические 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Зарождение воспитания, его становление как осознанного, целенаправленного процесса в условиях первобытнообщинного строя. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Воспитание и обучение в Древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Педагогическая теория и практика начала Нового времени (XVII в.). Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Роль Я.А. Коменского в зарождении научной педагогики. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.11. Педагогическая теория и практика в Европе XVIII–XIX вв Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.12. Образование и педагогическая мысль за рубежом в современный период Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.13. История педагогики и образования в России Сам. работа 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.14. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до ХVIII в Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.15. Педагогика православия (XI – XVII вв.). Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.16. Школа и педагогическая мысль в России XVIII века. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.17. Становление образовательной системы и общественно-педагогическое движение в России XIX века. К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики в России (1824- 1870). Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.18. Развитие школы и педагогики в Советский период Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.19. Образование и педагогическая мысль в России в конце XX в. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Обучение как компонент целостного педагогического процесса. Лекции 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Цель воспитания как педагогическая проблема. Генезис целей воспитания. Проблема цели воспитания в современной педагогике. Сам. работа 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Основные концепции воспитания в современной педагогике России. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации. Сам. работа 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Новаторские воспитывающие системы, их сущность, специфика. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Система методов воспитания в целостном педагогическом процессе, их гуманистическая направленность. Сам. работа 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.7. Формы организации воспитания и их классификация. Характеристика отдельных форм воспитательного процесса. Их специфика в современных условиях. Сам. работа 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.8. Детский коллектив в условиях гуманизации и демократизации школы. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Дидактика
4.1. Обучение как компонент целостного педагогического процесса. Лекции 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Дидактические основы построения учебного процесса общеобразовательной школы. Характеристика традиционных и инновационных подходов к построению образовательного процесса. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.3. Принципы обучения как структурные элементы целостной теории образования. Практические 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.4. Компетениностная образовательная парадигма. Проблема содержания образования в современной педагогической науке и практике. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.5. Проектирование содержания образования на компетентностной основе. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.6. Инновации в современном образовании. Авторские школы как важнейший тип инноваций в образовании. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.7. Технологический подход к построению образовательного процесса. Образовательные технологии. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.8. Методы обучения в педагогике. Различные подходы и их классификация, их особенности и недостатки. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса. Практические 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.9. Реализация педагогического контроля и оценивания в контексте компетентстного подхода. Практические 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.10. Урок как педагогический феномен. Проблемы урока в исторической ретроспективе. Урок как целостная дидактическая система. Коммуникативная архитектоника урока. Сам. работа 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.11. Средства обучения. Информационно-коммуникативные технологии в образовательной деятельности. Образовательные ресурсы. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.12. Понятие управления и менеджмента. Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления педагогическими системами в свете современной системы образовательных ценностей. Сам. работа 2 1 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.13. Экзамен 2 9 ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436823
Л1.2 Под общ. ред. Сластенина В.А. ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Старикова Л.Д. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Общая педагогика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Бермус А. Г. Введение в педагогическую деятельность: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ по курсу "Общая педагогика, история педагогики и образования".

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание аспиранта сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях аспирант некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ по курсу "Общая педагогика, история педагогики и образования".

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления аспирантами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании аспирантов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации аспирантов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, аспиранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет аспирантам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Аспиранты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос аспирантам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА АСПИРАНТОВ по курсу "Общая педагогика, история педагогики и образования".

В процессе освоения данного курса аспиранты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей аспирантов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа аспирантов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня аспиранта;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей аспиранта, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей аспирант должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа аспиранта делится на аудиторную – во время которой аспирант составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания аспирант конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.