МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семейноцентрированная социальная работа
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц. наук, зав. кафедрой, Чудова С.Г.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Семейноцентрированная социальная работа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2012-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г. к. соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г. к. соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1. формирование у студентов системы теоретических знаний об особенностях развития и функционирования семьи как системы, социальной группы и социального института, а также практических навыков семейноцентированной социальной работы социальной работы с семьями различных категорий


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-3: Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.типы, виды, функции семьи, основные параметры семейной системы и их деформацию, основные положения действующего законодательства, регулирующего вопросы семейной политики и социальной работы с семьей; генезис, дефициты, мишени и ресурсы социальной поддержки различных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять основные дефициты различных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; определять мишени социальной работы с семьей; адекватно оценивать и использовать ресурсы социальной поддержки различных категорий семей на основе семейноцениророванного подхода
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки обстоятельств и индивидуальной потребности различных категорий граждан и семей в социальной поддержке;навыками разработки превентивных программ в отношении различных категорий семей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие семьи, ее функции и типы. Семья и брак. Семья и быт
1.1. Семья как социальный институт. Функции семьи. Типы семьи. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Основные функции семьи и особенности их реализации.Альтернативные браки как реальность современной жизни. Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Подготовка рефератов, слайдовых презентаций Сам. работа 4 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Семья как система. Законы функционирования, основные параметры, деформации.
2.1. Семья как система. Параметры семейной системы. Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Уровни фукнционирования семейной системы Кластеры параметров семейной системы. Признаки деформации семейно системы и их интерпретация Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Подготовка рефератов, слайдовых презентаций Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Молодая семья как объект социальной политики
3.1. Виды молодой семьи. Проблемы молодой семьи. Понятие брачной адаптации и ее виды. Социальная помощь молодой семье Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Подготовка слайдовых презентаций. Вторичный анализ социологических исследований Сам. работа 4 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе (неполные и многодетные семьи; семья, имеющая детей с ограниченными возможностями; социопатогенная и асоциальная семья)
4.1. Понятие многодетной семьи и ее особенности. Основные проблемы современной многодетной семьи: материальное положение, жилищные условия, неполноценное питание, проблемы, связанные с воспитанием и обучением детей. Типы многодетной семьи. Технологии социальной работы с многодетными семьями. Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Понятие неполной семьи и ее особенности. Источники формирования неполных семей. Проблемы неполных семей. Проблемы воспитания и социализации детей в неполных семьях. Особенности социальной работы с неполными семьями. Законодательная база по защите прав и социальной помощи неполным семьям. Понятие многодетной семьи и ее особенности. Основные проблемы современной многодетной семьи. Типы многодетной семьи. Технологии социальной работы с многодетными семьями. Законодательная база по защите прав и социальной помощи многодетным семьям. Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Подготовка социальных проектов, составление аналитических записок, подготовка слайдовых презентаций Сам. работа 4 11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Технологии социальной работы с различными типами семей. Направления социальной защиты семьи, материнства и детства
5.1. Подготовка рефератов, докладов, слайдовых презентаций Сам. работа 4 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Нормативно-правовая база функционирования семьи. Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики
6.1. Подгготоовка рефератов, обзоров действующего законодательстав, контент анализ региональной нормативно-правовой базы Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. В. Воронина Семейное право: учеб. пособие : учебное пособие АлтГУ.- Барнаул, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3526
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абрамов Я.В. Брак и семья : Учебное пособие Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/49330
Л2.2 Сергеенко А.М., Решетникова С.А. Социальная поддержка молодых семей в Алтайком крае: монография АлтГУ.- Барнаул, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/134
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Все о детях и семье» www.sirotstvo.ru
Э2 Сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения www.sirotstvo.ru
Э3 Сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. www.fond-detyam.ru
Э4 Сайт «Растем и развиваемся месте» : www.rastem-wmeste.ru
Э5 Курс в Moodle «Семейноцентрированная социальная работа» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3219
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.