МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Молозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессионально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ОПК-9 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
предмет педагогики и задачи современной педагогической науки;
принципы и критерии отбора содержания образования;
современные технологии, формы и методы организации педагогического процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.осмысленно оперировать педагогическими категориями;
выявлять противоречия педагогического процесса, выбирать наиболее точные критерии оценки его эффективности;
использовать знания основ педагогики в преподавании экологии в общеобразовательных организациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и приемами воспитания и обучения;
способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции;
навыками использования знаний основ педагогики в преподавании экологии в общеобразовательных и организациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Лекции 5 4 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л2.1
1.2. Профессиональная культура педагога Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1
1.3. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л2.1
1.4. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 5 1 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.2. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Методологические основы педагогики Практические 5 1 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.4. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Практические 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.6. Проблема цели воспитания педагогики Лекции 5 1 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18
2.7. Целостный педагогический процесс Практические 5 1 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1
3.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л1.2
3.3. Принципы воспитания Лекции 5 1 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.2
3.4. Современные концепции воспитания Практические 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1
3.5. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 5 1 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18
3.6. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18
3.7. Содержание воспитания Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1
3.8. Содержание воспитания Практические 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1
3.9. Содержание воспитания Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1
3.10. Особенности воспитательной работы со школьниками, имеющими отклонения в поведении Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л2.1
3.11. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.2, Л2.1
3.12. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Практические 5 1 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Дидактика
4.1. Сущность процесса обучения Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л1.2
4.2. Современные дидактические концепции Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.2
4.3. Принципы обучения Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1
4.4. Принципы обучения Практические 5 1 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1
4.5. Обновление содержания школьного образования Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18
4.6. Общая характеристика методов обучения Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1
4.7. Общая характеристика методов обучения Практические 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л1.2
4.8. Методы проблемного обучения Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.9. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 5 4 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.10. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.2, Л2.1
4.11. Формы организации обучения в школе Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л2.1
4.12. Формы организации обучения в школе Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.2, Л2.1
4.13. Урок в современной школе Практические 5 4 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.2, Л2.1
4.14. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-7, ОПК-9, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Столяренко Общая педагогика : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. Педагогика: учебник М. : Академия, 2011, 10 шт.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бермус А. Г. Введение в педагогическую деятельность: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.