МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Костюм в истории культуры и современности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_04_03_МиБ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Костюм в истории культуры и современности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об основных характерных чертах различных периодов развития костюма в истории культуры, а также о современном состоянии моды в сфере художественного проектирования костюма

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные характерные черты различных периодов развития предметного мира
современное состояние моды в различных областях швейного производства
приемы художественного проектирования костюма
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать сущность и социальную значимость костюма в истории культуры и современности
ориентироваться в исторических эпохах и стилях
проводить анализ исторических этапов в художественном проектировании костюма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения основных характерных черт различных периодов развития предметного мира и костюма
навыками художественного проектирования костюма
приемами традиционных и инновационных средств при проектировании костюма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение одежды и орнамента
1.1. Введение. Цели и задачи курса. Понятие термина "костюм" в историческом процессе Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.2. Костюм в музейной экспозиции Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.3. Выполнение зарисовок костюмов по фотографиям музейных экспонатов для изучения одежды, ее покроя и орнаментики Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.4. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.5. Выполнение зарисовок покроя по фотографиям музейных экспонатов Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.6. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.7. Выполнение зарисовок орнаментики по фотографиям музейных экспонатов Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.8. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 12 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Характеристика пропорций, общих и характерных особенностей этнонационального костюма и орнамента
2.1. Зарождение ткачества. Особенности декорирования костюма. Особенности декора, символики, кроя обрядовой и культовой одежды. Лекции 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.2. Традиционная и современная материальная и духовная культура. Одежда, украшения, головные уборы, обувь. Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.3. Эскизирование костюма культовой одежды Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.4. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 17 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.5. Региональные особенности формирования эстетического идеала. Традиционный текстиль. Изменения костюма под влиянием исторических и религиозных процессов. Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.6. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 24 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.7. Экзамен 1 27 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие М., Флинта// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Имидж и семиотика народного костюма imageology.ru
Э2 Ярмарка мастеров www.livemaster.ru
Э3 Энциклопедия вещей www.thingshistory.com
Э4 Иллюстрированная энциклопедия моды fashion.artyx.ru
Э5 Модные советы bittally.ru
Э6 История костюма и моды mir-kostuma.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.