Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 10 |
---|---|
Направление подготовки | 38.06.01. Экономика |
Направленность | Экономика и управление народным хозяйством |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z38_06_01_Экономика-34-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Часы на контроль | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 10
Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой М.М. Бутакова, к.э.н., доцент, и.о.зав.кафедрой
1.1. | Целью освоения дисциплины "Экономика и управление народным хозяйством" является расширение у аспирантов теоретических и методологических знаний и практических навыков по решению проблем в области экономики и управления народным хозяйством. Задачи дисциплины: - сформировать у аспирантов основы методологического мышления, систему знаний и представлений в области проблем организации и управления народным хозяйством, знаний о сущности, видах социтально-экономических систем, их генезис, формирование, развитие и прогнозирование; знания о теоретических и методологических принципах, методах и способах управления социально-экономическими системами различного вида и уровня, субъектах управления экономическими системами; институциональных и инфраструктурных аспектах развития экономических систем; субъектах управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления); - развить у аспирантов навыки самостоятельного приобретения и использования в профессиональной деятельности знаний и умений изучения статистических показателей и формулировать проблемы, стоящие перед народным хозяйством с цель использования для написания диссертационных работ; - сформировать у аспирантов навыки исследования закономерностей развития и функционирования рынка труда на основе общепризнанных в теории социотехнических приемов и методов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | уметь осуществлять педагогическую и коммуникативную деятельность в области научных исследований и образовательного процесса |
ПК-2 | способность планировать, разрабатывать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области управления социально-экономическими системами |
ПК-3 | способность вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний в области экономики и управления, отражать результаты проведенных исследований в публикациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методологические подходы к проведению и принципы организации теоретических и экспериментальных исследований; методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях деятельности основные подходы к оптимизации систем управления на микро-, мезо- и макроэкономическом уровне; основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программ совершенствования организационно-экономических механизмов, методов управления, разработки стратегий деятельности предприятий, организаций, комплексов, отраслей; способы, методы и формы ведения научной дискуссии, основы эффективного научно-профессионального общения, законы риторики и требования к публичному выступлению |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника; избегать автоматического применения стандартных формул и приемов при решении задач; при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений; сопоставлять достижения современной экономической мысли с реалиями хозяйственной практики; вырабатывать свою точку зрения в профессиональных вопросах и отстаивать ее во время дискуссий; разрабатывать порученные разделы исследований и проектов, следуя выбранным методологическим и методическим подходам, представлять разработанные материалы, вести конструктивное обсуждение, дорабатывать материалы с учетом результатов их обсуждения; использовать информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских задач |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских, практических и педагогических задач, в том числе в междисциплинарных областях; владеть методами прикладных экономических исследований, навыками подготовки аналитических материалов, необходимых для совершенствования организационно-экономических механизмов, методов управления, разработки стратегий функционирования социально-экономических систем; владеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации данных по теме исследования в соответствующей научной области с помощью современных информационно-коммуникационных технологий; владеть навыками подготовки научных текстов и научно-аналитических материалов в форме, пригодной для обнародования результатов исследований |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Развитие экономической науки и современной экономической мысли. | ||||||
1.1. | Формирование и эволюция современной экономической мысли. Основные экономические школы. Экономическая структура общественного производства. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4 |
1.2. | Методологические проблемы экономики промышленности и региональной экономики как науки. Институциональная и эволюционная экономическая теория. Институциональная структура общества, институты: процессы, структуры, побуждения, правила. Природа, культура и экономика; экономика и институты; индивид и общество в институциональной системе. | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
1.3. | Способы и критерии типологизации экономических систем. Факторы и закономерности эволюции экономических систем. Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании». Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем. Теория государственного (общественного) сектора в экономике. Формирование экономической политики (стратегии) государства. | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
1.4. | Понятие и особенности функционирования национально-государственных систем. Теоретическая проблема экономической безопасности. Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Состав, структура и динамика национального богатства. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 2. Фирма и рынки | ||||||
2.1. | Теория потребительского спроса. Теория потребительского выбора. Спрос, предложение, рыночное равновесие. Сравнительная статика рынка. Динамическое равновесие. Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение. Государственное регулирование рынка. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
2.2. | Фирма и рынок как типы организации экономического обмена в обществе. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция. Неоклассическая теория фирмы. Факторы производства и производственная функция. Производительность факторов производства и научно-технический прогресс. Концепция X-эффективности. Доход фирмы и ее издержки. Неоинституциональная теория фирмы: предпосылки анализа. Значение трансакционных издержек. | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
2.3. | Теория организации рынков. Рыночная структура: понятие и определяющие признаки. Классификация рыночных структур. Концентрация и централизация капитала и производства. Слияния и поглощения. Диверсификация. Интеграционные процессы на отдельных рынках. Теория конкуренции и антимонопольного регулирования. Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур. Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий. Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Олигополия в рыночной экономике. Стратегия фирмы в олигополистической отрасли. Модели олигополистического рынка (дуополия Курно, модель Бертрана, ломаная кривая спроса» олигополистов). Ценовая политика олигополий. Неценовая конкуренция на олигополистических рынках. Монополистическая конкуренция: особенности рыночной структуры. Равновесие на монополистически конкурентном рынке. Ценовая и неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция и общественная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике. Теории макроэкономического равновесия | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
Раздел 3. Макроэкономическая теория | ||||||
3.1. | Теория национального счетоводства. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4 |
3.2. | Теория макроэкономического равновесия. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4 |
3.3. | Теория экономического роста. Рост и эволюция структуры национальной экономики. Кейнсианские модели экономического роста. Эффекты мультипликатора и акселератора. Неокейнсианские модели экономического роста: обоснование неустойчивости роста и необходимости его государственного регулирования. | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4 |
3.4. | Теория экономических циклов. Теория денег. Теория макроэкономической нестабильности | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 4. Институциональная и эволюционная теория развития социально-экономических систем | ||||||
4.1. | Институциональная структура общества, институты: процессы, структуры, побуждения, правила. Природа, культура и экономика; экономика и институты; индивид и общество в институциональной системе. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
4.2. | Технологические основания институциональной структуры экономики; технологические детерминанты фирм, отраслей, структуры экономики. Теория современной корпорации. Наука как социально-экономический институт. Теория коллективных (общественных) действий. Теория трансакций и трансакционных издержек. Технологические уклады, их развитие и смена – материальная основа институционального и экономического развития; инструментальная теория ценности. | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
4.3. | Спецификация и размывание прав собственности. Историческая эволюция форм собственности. Трансакционные издержки: сущность и классификация. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
4.4. | Институциональная теория фирмы. Контрактная концепция. Типы контрактов. Неоинституциональная теория фирмы: теория соглашений. Эволюционная теория экономической динамики (Д. Норт и др.). Создание и эволюция институтов: условия, модели и последствия. | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.4 |
4.5. | Многообразие внутренних и внешних факторов трансформаций. Социально-экономические альтернативы. Типы новых переходных экономик. Структура и модели преобразований. Проблемы формирования российской национальной модели экономики. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ Теоретические и методологические проблемы управления | ||||||
5.1. | Предмет, сущность и содержание теории управления. Сущность и функции управления. Принципы управления экономическими системами, формы и методы их реализации. Управление и менеджмент. Этапы развития теории и практики менеджмента. Система управления. Логика развития систем управления, факторы, определяющие динамику и направления эволюции систем управления. Принципы организации, ресурсы и процессы публичного управления. Классификация основных методов управления. Сущность и объективные предпосылки развития функций управления: анализ, планирование, прогнозирование, организация, координация, мотивация, стимулирование, координация, контроль. Взаимосвязь функций управления, процессов принятия и осуществления управленческих решений. Методы выполнения функций управления. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.4 |
5.2. | Объекты и субъекты управления. Экономические системы как объект управления. Понятие, структура и классификация экономических систем по различным признакам (масштаб, сфера действия, формы собственности). Жизненный цикл экономической системы (формирование, развитие, дезинтеграция/распад) и прогнозирование развития экономических систем. Фазы развития экономической системы как объекты управления. | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л2.4 |
5.3. | Современные тенденции развития экономических систем и управления экономическими системами. Понятие и характерные черты новой экономики («экономики знаний»). Изменение в содержании традиционных функций и форм управления. Понятие интеллектуального капитала и его роль в новой экономике. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала; менеджмент знаний. Обучение как функция управления. Новые свойства информационного ресурса и роль информационных и коммуникационных технологий в производстве и управлении. Современные и перспективные формы и структуры организации управления (сетевые, виртуальные). | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
Раздел 6. Современное публичное государственное управление | ||||||
6.1. | Сущность, структура и отличительные особенности системы публичного управления, основные тенденции и направления ее развития в современных условиях. Принципы организации, ресурсы и процесс публичного управления. Публичное управление в условиях глобализации и становления информационного общества. Особенности национальной организации системы публичного управления. Реформы в системе публичного управления. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
6.2. | Государственная политика, механизмы, методы и технологии ее разработки и реализации. Стратегии и тактики в осуществлении государственной политики. Особенности разработки и реализации государственной политики в экономической и социальной сферах. | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
6.3. | Информационное обеспечение системы публичного управления. «Электронная демократия», «электронное государство», «электронное правительство» и технологии электронного администрирования. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
Раздел 7. ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ Базовые концепции и методология формирования и функционирования экономических систем (предприятий, отраслей, комплексов) | ||||||
7.1. | Понятие экономических систем. Предприятия, отрасли, комплексы как экономические системы. Формирование и эволюция современной экономической мысли. Основные экономические школы | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
7.2. | Макроэкономические факторы развития экономических систем (предприятий, отраслей, комплексов) | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.4 |
7.3. | Институциональные преобразования в экономике предприятий, отраслей, комплексов | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4 |
7.4. | Организация производственных процессов | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Прокопов Ф.Т. | Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Розанова Н.М. | МАКРОЭКОНОМИКА. ПРОДВИНУТЫЙ КУРС В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Агарков А.П., Голов Р.С., Теплышев В.Ю. | Экономика и управление на предприятии: учебник: Учебники | Издательство "Дашков и К", 2017 | e.lanbook.com |
Л1.4 | Розанова Н.М. | МАКРОЭКОНОМИКА. ПРОДВИНУТЫЙ КУРС В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Попов Е. В. | Институты: Научные монографии | Издательство ИЭ УрО РАН, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Воробьева И.П., Селевич О.С. | Экономика и управление производством: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Коломак Е. А., Михалёва М. М. | ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Ильина И.Н. | Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Дисциплина «Экономика и управление народным хозяйством» предусматривает лекции и практические занятия. Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу. При подготовке к лекционным занятиям аспирантам необходимо перед очередной лекцией просмотреть конспект материала предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности аспирантов по изучаемой дисциплине. При подготовке к практическому занятию аспиранты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. При подготовке к практическим занятиям аспирантам необходимо: • приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; • до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; • в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения. Подготовка к докладу, сообщению должна сопровождаться изучением научной литературы (монографии, статьи, диссертации и др.) обобщением накопленного опыта по заявленной проблеме. Доклад оформляется в соответствии с требованиями к оформлению работ. Важно также подготовить свое выступление и презентацию для публичного выступления на занятии. Аспирант должен быть готов не только представить свою точку зрения, уметь её аргументировать, но и ответить на вопросы преподавателя и других студентов. При необходимости может быть представлено несколько точек зрения по проблеме и обсуждение проведено как «дуэль оппонентов». Для аспирантов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка научных статей по изучаемой теме в рамках курса. |