МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и управление народным хозяйством

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.06.01. Экономика
НаправленностьЭкономика и управление народным хозяйством
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_06_01_Экономика-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, зав. кафедрой управления персоналом и социально-экономических отношений, Лобова Светлана Владиславльевна

Рецензент(ы):
д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики предпринимательства и маркетинга, Бочаров Сергей Николаевич

Рабочая программа дисциплины
Экономика и управление народным хозяйством

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 ЭКОНОМИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №898)

составлена на основании учебного плана:
38.06.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
М.М. Бутакова, к.э.н., доцент, и.о.зав.кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой М.М. Бутакова, к.э.н., доцент, и.о.зав.кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Экономика и управление народным хозяйством" является расширение у аспирантов теоретических и методологических знаний и практических навыков по решению проблем в области экономики и управления народным хозяйством.
Задачи дисциплины:
- сформировать у аспирантов основы методологического мышления, систему знаний и представлений в области проблем организации и управления народным хозяйством, знаний о сущности, видах социтально-экономических систем, их генезис, формирование, развитие и прогнозирование; знания о теоретических и методологических принципах, методах и способах управления социально-экономическими системами различного вида и уровня, субъектах управления экономическими системами; институциональных и инфраструктурных аспектах развития экономических систем; субъектах управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления);
- развить у аспирантов навыки самостоятельного приобретения и использования в профессиональной деятельности знаний и умений изучения статистических показателей и формулировать проблемы, стоящие перед народным хозяйством с цель использования для написания диссертационных работ;
- сформировать у аспирантов навыки исследования закономерностей развития и функционирования рынка труда на основе общепризнанных в теории социотехнических приемов и методов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 уметь осуществлять педагогическую и коммуникативную деятельность в области научных исследований и образовательного процесса
ПК-2 способность планировать, разрабатывать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области управления социально-экономическими системами
ПК-3 способность вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний в области экономики и управления, отражать результаты проведенных исследований в публикациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические подходы к проведению и принципы организации теоретических и экспериментальных исследований;
методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях деятельности основные подходы к оптимизации систем управления на микро-, мезо- и макроэкономическом уровне;
основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программ совершенствования организационно-экономических механизмов, методов управления, разработки стратегий деятельности предприятий, организаций, комплексов, отраслей;
способы, методы и формы ведения научной дискуссии, основы эффективного научно-профессионального общения,
законы риторики и требования к публичному выступлению

3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах;
критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника;
избегать автоматического применения стандартных формул и приемов при решении задач;
при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений;
сопоставлять достижения современной экономической мысли с реалиями хозяйственной практики;
вырабатывать свою точку зрения в профессиональных вопросах и отстаивать ее во время дискуссий;
разрабатывать порученные разделы исследований и проектов, следуя выбранным методологическим и методическим подходам, представлять разработанные материалы, вести конструктивное обсуждение, дорабатывать материалы с учетом результатов
их обсуждения;
использовать информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских, практических и педагогических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
владеть методами прикладных экономических исследований, навыками подготовки аналитических материалов, необходимых для совершенствования организационно-экономических механизмов, методов управления, разработки стратегий функционирования социально-экономических систем;
владеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации данных по теме исследования в соответствующей научной области с помощью современных информационно-коммуникационных технологий;
владеть навыками подготовки научных текстов и научно-аналитических материалов в форме, пригодной для обнародования результатов исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Развитие экономической науки и современной экономической мысли.
1.1. Формирование и эволюция современной экономической мысли. Основные экономические школы. Экономическая структура общественного производства. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.2. Методологические проблемы экономики промышленности и региональной экономики как науки. Институциональная и эволюционная экономическая теория. Институциональная структура общества, институты: процессы, структуры, побуждения, правила. Природа, культура и экономика; экономика и институты; индивид и общество в институциональной системе. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.3. Способы и критерии типологизации экономических систем. Факторы и закономерности эволюции экономических систем. Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании». Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем. Теория государственного (общественного) сектора в экономике. Формирование экономической политики (стратегии) государства. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
1.4. Понятие и особенности функционирования национально-государственных систем. Теоретическая проблема экономической безопасности. Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Состав, структура и динамика национального богатства. Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Фирма и рынки
2.1. Теория потребительского спроса. Теория потребительского выбора. Спрос, предложение, рыночное равновесие. Сравнительная статика рынка. Динамическое равновесие. Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение. Государственное регулирование рынка. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
2.2. Фирма и рынок как типы организации экономического обмена в обществе. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция. Неоклассическая теория фирмы. Факторы производства и производственная функция. Производительность факторов производства и научно-технический прогресс. Концепция X-эффективности. Доход фирмы и ее издержки. Неоинституциональная теория фирмы: предпосылки анализа. Значение трансакционных издержек. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
2.3. Теория организации рынков. Рыночная структура: понятие и определяющие признаки. Классификация рыночных структур. Концентрация и централизация капитала и производства. Слияния и поглощения. Диверсификация. Интеграционные процессы на отдельных рынках. Теория конкуренции и антимонопольного регулирования. Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур. Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий. Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Олигополия в рыночной экономике. Стратегия фирмы в олигополистической отрасли. Модели олигополистического рынка (дуополия Курно, модель Бертрана, ломаная кривая спроса» олигополистов). Ценовая политика олигополий. Неценовая конкуренция на олигополистических рынках. Монополистическая конкуренция: особенности рыночной структуры. Равновесие на монополистически конкурентном рынке. Ценовая и неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция и общественная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике. Теории макроэкономического равновесия Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Макроэкономическая теория
3.1. Теория национального счетоводства. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4
3.2. Теория макроэкономического равновесия. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4
3.3. Теория экономического роста. Рост и эволюция структуры национальной экономики. Кейнсианские модели экономического роста. Эффекты мультипликатора и акселератора. Неокейнсианские модели экономического роста: обоснование неустойчивости роста и необходимости его государственного регулирования. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4
3.4. Теория экономических циклов. Теория денег. Теория макроэкономической нестабильности Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Институциональная и эволюционная теория развития социально-экономических систем
4.1. Институциональная структура общества, институты: процессы, структуры, побуждения, правила. Природа, культура и экономика; экономика и институты; индивид и общество в институциональной системе. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.4
4.2. Технологические основания институциональной структуры экономики; технологические детерминанты фирм, отраслей, структуры экономики. Теория современной корпорации. Наука как социально-экономический институт. Теория коллективных (общественных) действий. Теория трансакций и трансакционных издержек. Технологические уклады, их развитие и смена – материальная основа институционального и экономического развития; инструментальная теория ценности. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.4
4.3. Спецификация и размывание прав собственности. Историческая эволюция форм собственности. Трансакционные издержки: сущность и классификация. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
4.4. Институциональная теория фирмы. Контрактная концепция. Типы контрактов. Неоинституциональная теория фирмы: теория соглашений. Эволюционная теория экономической динамики (Д. Норт и др.). Создание и эволюция институтов: условия, модели и последствия. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.4
4.5. Многообразие внутренних и внешних факторов трансформаций. Социально-экономические альтернативы. Типы новых переходных экономик. Структура и модели преобразований. Проблемы формирования российской национальной модели экономики. Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4
Раздел 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ Теоретические и методологические проблемы управления
5.1. Предмет, сущность и содержание теории управления. Сущность и функции управления. Принципы управления экономическими системами, формы и методы их реализации. Управление и менеджмент. Этапы развития теории и практики менеджмента. Система управления. Логика развития систем управления, факторы, определяющие динамику и направления эволюции систем управления. Принципы организации, ресурсы и процессы публичного управления. Классификация основных методов управления. Сущность и объективные предпосылки развития функций управления: анализ, планирование, прогнозирование, организация, координация, мотивация, стимулирование, координация, контроль. Взаимосвязь функций управления, процессов принятия и осуществления управленческих решений. Методы выполнения функций управления. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.4
5.2. Объекты и субъекты управления. Экономические системы как объект управления. Понятие, структура и классификация экономических систем по различным признакам (масштаб, сфера действия, формы собственности). Жизненный цикл экономической системы (формирование, развитие, дезинтеграция/распад) и прогнозирование развития экономических систем. Фазы развития экономической системы как объекты управления. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.4
5.3. Современные тенденции развития экономических систем и управления экономическими системами. Понятие и характерные черты новой экономики («экономики знаний»). Изменение в содержании традиционных функций и форм управления. Понятие интеллектуального капитала и его роль в новой экономике. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала; менеджмент знаний. Обучение как функция управления. Новые свойства информационного ресурса и роль информационных и коммуникационных технологий в производстве и управлении. Современные и перспективные формы и структуры организации управления (сетевые, виртуальные). Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
Раздел 6. Современное публичное государственное управление
6.1. Сущность, структура и отличительные особенности системы публичного управления, основные тенденции и направления ее развития в современных условиях. Принципы организации, ресурсы и процесс публичного управления. Публичное управление в условиях глобализации и становления информационного общества. Особенности национальной организации системы публичного управления. Реформы в системе публичного управления. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
6.2. Государственная политика, механизмы, методы и технологии ее разработки и реализации. Стратегии и тактики в осуществлении государственной политики. Особенности разработки и реализации государственной политики в экономической и социальной сферах. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
6.3. Информационное обеспечение системы публичного управления. «Электронная демократия», «электронное государство», «электронное правительство» и технологии электронного администрирования. Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
Раздел 7. ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ Базовые концепции и методология формирования и функционирования экономических систем (предприятий, отраслей, комплексов)
7.1. Понятие экономических систем. Предприятия, отрасли, комплексы как экономические системы. Формирование и эволюция современной экономической мысли. Основные экономические школы Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
7.2. Макроэкономические факторы развития экономических систем (предприятий, отраслей, комплексов) Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
7.3. Институциональные преобразования в экономике предприятий, отраслей, комплексов Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4
7.4. Организация производственных процессов Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прокопов Ф.Т. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Розанова Н.М. МАКРОЭКОНОМИКА. ПРОДВИНУТЫЙ КУРС В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Агарков А.П., Голов Р.С., Теплышев В.Ю. Экономика и управление на предприятии: учебник: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л1.4 Розанова Н.М. МАКРОЭКОНОМИКА. ПРОДВИНУТЫЙ КУРС В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попов Е. В. Институты: Научные монографии Издательство ИЭ УрО РАН, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Воробьева И.П., Селевич О.С. Экономика и управление производством: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Коломак Е. А., Михалёва М. М. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Ильина И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Экономика и управление народным хозяйством» предусматривает лекции и практические занятия. Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.
При подготовке к лекционным занятиям аспирантам необходимо перед очередной лекцией просмотреть конспект материала предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности аспирантов по изучаемой дисциплине.
При подготовке к практическому занятию аспиранты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя.
При подготовке к практическим занятиям аспирантам необходимо:
• приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
• до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
• в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения.
Подготовка к докладу, сообщению должна сопровождаться изучением научной литературы (монографии, статьи, диссертации и др.) обобщением накопленного опыта по заявленной проблеме. Доклад оформляется в соответствии с требованиями к оформлению работ. Важно также подготовить свое выступление и презентацию для публичного выступления на занятии. Аспирант должен быть готов не только представить свою точку зрения, уметь её аргументировать, но и ответить на вопросы преподавателя и других студентов. При необходимости может быть представлено несколько точек зрения по проблеме и обсуждение проведено как «дуэль оппонентов».
Для аспирантов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка научных статей по изучаемой теме в рамках курса.