МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии разработки социального бизнес-плана

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2020
Часов по учебному плану 48
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 1
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 1 1 1 1
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 48 48 48 48

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Бочаров Сергей Николаевич;к.э.н., профессор, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Технологии разработки социального бизнес-плана

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., профессор, Бутакова М.М., ИО зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., профессор, Бутакова М.М., ИО зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими основами бизнес-планирования, а также обучить технологии и практическим методам составления бизнес-планов инвестиционных проектов
Задачи дисциплины:
• показать значимость бизнес-планирования в предпринимательской деятельности;
• ознакомить с терминологией инвестиционного проектирования;
• обучить технологии разработки бизнес-плана;
• обучить методам оценки эффективности инвестиционных проектов;
• закрепить знания путем самостоятельной разработки бизнес-плана;
• привить навыки презентации результатов разработанного бизнес-плана

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2.1 Формулирует на основе поставленной проблемы проектную задачу и способ ее решения через реализацию проектного управления;
УК-6.1 Оценивает свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные) для успешного выполнения порученного задания;
УК-6.2 Определяет образовательные потребности и способы совершенствования собственной (в т.ч. профессиональной) деятельности на основе самооценки;
УК-2.2 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения;
УК-2.3 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения;
УК-6.3 Выбирает и реализует с использованием инструментов непрерывного образования возможности развития профессиональных компетенций и социальных навыков;
УК-6.4 Выстраивает гибкую профессиональную траекторию, с учетом накопленного опыта профессиональной деятельности, динамично изменяющихся требований рынка труда и стратегии личного развития.
УК-2.4 Осуществляет мониторинг хода реализации проекта, корректирует отклонения, вносит дополнительные изменения в план регистрации проекта, уточняет зоны ответственности участников проекта;
УК-2.5 Предлагает процедуры и механизмы оценки качества проекта, инфраструктурные условия для внедрения результатов проекта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основы формирования и реализации управленческих решений в социальной, культурной, экономической сфере для составления экспертных заключений;
• основы анализа и прогнозирования развития рынков;
• регламентирующие процедуру составления бизнес-плана;
• содержание основных разделов бизнес-плана;
• последовательность составления экономических расчетов для обоснования бизнес-проекта;
• риски внедрения результатов социальных проектов и мероприятий;

3.2.Уметь:
3.2.1.• применять основные виды анализа внешнего и внутреннего окружения организации;
• оформлять различные разделы бизнес-плана;
• проводить экономические расчеты в бизнес-плане;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками проведения комплексного анализа внешнего и внутреннего окружения организации
• навыками оформления бизнес-плана в соответствии с требованиями нормативных документов;
• навыками составления бизнес-плана
• навыками анализа и реализации управленческих решений, программ, стратегий
• навыками анализа и прогнозирования рынков, рисков
• навыками разработки предложений по отбору и организации работы экспертов в исследуемой области

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Инвестиции. Структура и содержание бизнес-плана. технологии разработки бизнес-плана.
1.1. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.2. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.3. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.4. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.5. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.6. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.7. Описание продукта в бизнес-плане Лекции 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.8. Описание продукта в бизнес-плане Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.9. Маркетинговая концепция бизнес-плана Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.10. Маркетинговая концепция бизнес-плана Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.11. Организационный план Лекции 3 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.12. Организационный план Практические 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.13. Производственный раздел бизнес-плана Лекции 3 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.14. Производственный раздел бизнес-плана Практические 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.15. Финансовый раздел бизнес-плана Лекции 3 0 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.16. Финансовый раздел бизнес-плана Практические 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.17. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.18. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Практические 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.19. Разработка бизнес-плана Сам. работа 3 1 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Петрова Н. Творческие решения в бизнесе: М.: Эксмо, 2013
Л1.3 Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров М. : Дашков и К, 2013 e.lanbook.com
Л1.4 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев, Ю.Т. Ахвледиани, Н.В.Артемьев Бизнес-планирование: М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114751
Л2.2 Виноградова М.В., Панина З.И., Ларионова А.А., Васильева Л.А. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие М. : Дашков и К, 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Информационно-справочная система "Консультант Плюс".
2. Информационно-справочная система "Кодекс".
3. Информационно-справочная система "Гарант".
4. Федеральный портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/.
Официальный сайт Алтайского края: http://altairegion22.ru/
Министерство экономического развития РФ: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz
5. Федеральный портал молодого предпринимателя: http://young.smb.gov.ru.
6. Аналитическое кредитное рейтинговой агентство: https://acra-ratings.ru.
7. Алтайский региональный ресурсный центр: http://www.altay-rrc.ru.
8. Деловая сеть Алтайского края: http://altai.n4.biz.
9. Базы данных сведений о предпринимательских структурах: https://fira.ru.
10. Управление Алтайская края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры: http://www.altsmb.ru.
11. Центр поддержки предпринимательства Алтайского края: http://www.altaicpp.ru.
12. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай: http://akstat.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Для получения зачета или оценки по экзамену студент должен представить на проверку самостоятельно разработанный бизнес-план. Образцы и примеры составления разделов представлены в соответствующих темах.
Учебные материалы и вся необходимая информация представлены на образовательном портале Алтайского государственного университета в системе MOODLE по электронному адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=453