МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Воробьев С.П.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 ПОЛИТОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются:
- Формирование у обучающихся представлений о методологических и теоретических основах экономики, усвоения ее понятийного аппарата;
- Умения применять полученные знания для анализа актуальных проблем различных типов экономических организаций;
- Выработка навыков общего анализа основных экономических процессов на микро-, макро-уровнях;
- Формирование представлений обучающихся об основах, целях, роли предпринимательской деятельности в современной экономике, ее экономической, социальной, технологической составляющих;
- Определение роли государства в развитии национальной экономики, в частности направления стимулирования, обеспечения стабильных условий предпринимательской деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные экономические понятия, раскрывающие содержание экономической деятельности, и их взаимосвязь; цели, законы, показатели экономической деятельности на микро- макро- и мировом уровне; основные субъекты системы экономических отношений, их экономические интересы и роль в развитии экономики; актуальные проблемы и тенденции развития современной рыночной экономики; роль государства в экономике на разных уровнях экономической системы;
сущность, виды, содержание предпринимательской деятельности (включая аспекты социального предпринимательства); принципы маркетинга; основы менеджмента; этапы создания и обоснования бизнес-проектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять теоретические знания для анализа хозяйственных проблем микро- и макро-уровней; выделять актуальные проблемы современной экономики, оценивать состояние и тенденции развития национальной и мировой экономики; видеть связи экономики, политики, социальной и духовной сфер в жизни общества; рассчитывать и сопоставлять важнейшие экономические показатели деятельности на микро- и макро-уровнях, на уровне мировой экономики; уметь использовать экономические знания для участия в разработке проектов в сфере предпринимательской деятельности (социального предпринимательства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования основных экономических категорий в оценке состояния и тенденций развития экономики на разных ее уровнях; оценки содержания и целей и проблем экономической политики государства; самостоятельного анализа актуальных проблем современной рыночной экономики на всех ее уровнях: микро, макро и международном; выделения социальных аспектов экономического развития на уровне предприятия и национальной системы; расчета и анализа основных экономических показателей на уровне предприятия и национальной экономики; понимания процессов хозяйственной практики предприятий, формировании бизнес-идеи и элементов бизнес-проектов в области социального предпринимательства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономику
1.1. Экономика как система и как наука. Потребности и ресурсы, их виды. Проблема выбора в экономике. Цели экономического развития. Типы хозяйственных систем, их характеристика. Собственность и ее виды. Лекции 4 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Рыночная экономика как система, ее субъекты и их интересы. Виды рынков, их взаимосвязь. Деньги, их сущность и функции. Конкуренция, ее сущность, виды и ее роль в экономике. Дефекты рыночной системы. Монополия и ее последствия. Государство в экономике - причины вмешательства. Хозяйственные системы стран их специфика. Практические 4 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.3. Структура экономики как системы. Этапы развития экономических систем. Цели экономического развития. Связи экономики, политики, социальной и духовной сфер. Эволюция рыночной экономики. Типы хозяйственных систем, критерии их классификации. Сам. работа 4 20 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Основы экономического поведения участников хозяйственной деятельности
2.1. Рынок благ, его участники и основные характеристики. Цена товара. Спрос и предложение как факторы ценообразования. Государство на рынке благ. Основы потребительского поведения домашних хозяйств. Фирма как субъект экономики,ее цели. Виды фирм. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Типы рыночных структур. Монополия, ее виды и антимонопольное регулирование. Рынок труда. Заработная плата и ее виды и факторы изменения. Рынок капитала. Процентная ставка, ее виды и факторы изменения Рынок земли. Рента, ее виды. Доходы домашних хозяйств и их распределение. Дифференциация доходов, ее показатели и факторы. Лекции 4 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.2. Рынок. Спрос и предложение. Факторы изменения спроса и предложения, их влияние на цены товаров. Эластичность спроса. Фирма. Издержки и их виды. Выручка и прибыль. Источники прибыли. Рынок труда. Заработная плата. Рынок капитала. Ссудный процент. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Практические 4 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.3. Рынок. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Эластичность спроса и ее влияние на выручку продавцов. Выручка, издержки и прибыль фирм. Рынок труда,его виды. Заработная плата. Факторы изменения заработной платы. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Бедность и способы борьбы с ней. Внешние эффекты и общественные блага. Сам. работа 4 20 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Основы функционирования национальной экономики
3.1. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. Основные макроэкономические показатели. Индексы цен. Номинальные и реальные величины. Основные макроэкономические проблемы. Безработица ее виды и последствия. Инфляция и ее виды и последствия. Экономические циклы, их виды и фазы. Платежный баланс, его состояние. Равновесие в макроэкономике - общий подход. Инвестиции, их виды. Стабилизационная политика государства. Цели, инструменты, модели и проблемы государственного регулирования. Основы денежно-кредитной и финансовой политики. Лекции 4 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.2. Основные макроэкономические проблемы, пути их решения. Проблемы экономики РФ. Деньги и денежное обращение. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Финансовая политика. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Миграция капитала и рабочей силы.Платежный баланс. Валютный курс, факторы его измененния. Практические 4 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.3. Стабилизационная политика государства. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс, факторы его изменения. Сам. работа 4 20 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Основы предпринимательской деятельности.
4.1. Понятие предпринимательской деятельности, ее специфика. Направления и сферы предпринимательской деятельности. Виды бизнеса. Социальное предпринимательство. Функции предпринимательской деятельности в экономике. Организационные формы бизнеса. Цели предпринимательской деятельности. Эффективность предпринимательской деятельности, ее показатели и пути повышения. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства, ее цели и инструменты (федеральные и региональный аспекты). Лекции 4 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.2. Понятие предпринимательской деятельности, ее специфика. Направления и сферы предпринимательской деятельности. Виды бизнеса. Социальное предпринимательство. Функции предпринимательской деятельности в экономике. Организационные формы бизнеса. Цели предпринимательской деятельности. Эффективность предпринимательской деятельности, ее показатели и пути повышения. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства, ее цели и инструменты (федеральные и региональный аспекты). Практические 4 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.3. Предпринимательская деятельность, ее экономические и социальные аспекты. Поиск бизнес-идеи в сфере социального предпринимательства на основе маркетинговых оценок. Предварительное экономическое обоснование бизнес-проекта. Выбор и расчет основных показателей бизнес проекта. Сам. работа 4 12 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Экономика (зачет).docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для бакалавров М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573438
Л1.2 В. Я. Иохин Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенников П. И. Экономика : учебник М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D55C6954-C1D5-4B31-9C5F-F595181A9B94
Л2.2 Рыбина З.В. Экономика: учебное пособие М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=450634&sr=1
Л2.3 В. В. Коршунов Экономическая теория (для не-экономистов): учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F05B8F27-4A19-407C-815D-C66502D059C2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба г8осударственной статистики РФ www.gks.ru
Э2 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э3 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Э4 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э5 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э6 Курс в Moodle "Экономика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3000
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.

.