МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медицинские биотехнологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н, доцент кафедры органической химии, Тихомирова Л.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Медицинские биотехнологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление с основными приемами работы, применяемыми при конструировании, очистке и идентификации соединений биомедицинского назначения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-8: способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные понятия и теоретические основы биохимии и биотехнологии;
-особенности строения и применения в медицине основных классов биополимеров и метаболитов живой клетки;
- основные принципы биотехнологического процесса и производства лекарственных препаратов;
- систему GLP-GCP И GMP для производства и контроля качества лекарственных средств, полученных биотехнологическими методами
3.2.Уметь:
3.2.1.-классифицировать биообъекты как продуценты лечебных, профилактических и диагностических средств;
-использовать методы протеомики и геномики в разработке лекарственных средств;
-разрабатывать схемы культивирования штаммов продуцентов биополимеров;
-выбирать схемы и методы для выделения и очистки биополимеров в зависимости от их физико-химических свойств;
-прогнозировать физические, химические и медико-биологические свойства биополимеров;
-описывать механизмы основных типов химических превращений в живой клетке;
-планировать эксперименты по биосинтезу биополимеров и вторичных метаболитов в клетках про и эукариот.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-методами прогнозирования физических, химических и медико-биологических свойств биополимеров;
-методами очистки биополимеров;
-методами определения физических, химических и биологических свойств биополимеров и вторичных метаболитов;
-навыками планирования с биообъектами;
-методами идентификации биополимеров и вторичных метаболитов клетки;
- нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современная биотехнология. Биообъекты-продуценты лечебных, профилактических и диагностических средств. Классификация биообъектов. Геномика и протеомика
1.1. Современная биотехнология – одно из основных направлений научно-технического прогресса Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Биообъекты-продуценты лечебных, профилактических и диагностических средств. Классификация биообъектов Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Геномика и протеомика. Их значение для современной биотехнологии Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Биообъекты-продуценты лечебных, профилактических и диагностических средств. Классификация биообъектов. Геномика и протеомик Практические 6 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Современная биотехнология. Биообъекты-продуценты лечебных, профилактических и диагностических средств. Классификация биообъектов. Геномика и протеомика Сам. работа 6 15 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Биотехнологические производственные системы
2.1. Слагаемые биотехнологического процесса производства лекарственных препаратов Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Контроль и управление биотехнологическими процессами Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Биобезопасность и государственный контроль. Единая система GLP-GCP И GMP для производства и контроля качества лекарственных средств, полученных биотехнологическими методами. Биотехнология и проблемы экологии Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Слагаемые биотехнологического процесса производства лекарственных препаратов Практические 6 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Контроль и управление биотехнологическими процессами Практические 6 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Биобезопасность и государственный контроль за биотехнологическими производствами Практические 6 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Биотехнологические производственные системы Сам. работа 6 26 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Биомедицинские технологии
3.1. Биотехнология вторичных метаболитов. Культуры растительных клеток и тканей как источник получения лекарственных средств Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Биотехнология вторичных метаболитов. Биотехнология витаминов и коферментов Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Вторичные микробные метаболиты. Биотехнология антибиотиков Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Биотехнология аминокислот, белковых лекарственных средств, ферментов Практические 6 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.5. Биотехнология вторичных метаболитов Практические 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.6. Вторичные микробные метаболиты Практические 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.7. Биомедицинские технологии Сам. работа 6 25 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. М.И. Штильман Технология полимеров медико-биологического назначения: полимеры природного происхождения : учебно-методическое пособие : Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний - 331 с. , 2016 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427924
Л1.2 Р. Шмид ; под ред. Т.П. Мосоловой, А.А. Синюшина Наглядная биотехнология и генетическая инженерия=Taschenatlas der Biotechnologie und Gentechnik : Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний - 327 с, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362835
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тихомирова,Л.И Биотехнология растений: опорный конспект лекций: учеб.пособие: АлтГУ.-Барнаул:Изд-воАлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/103
Л2.2 Л. П. Хлебова, Е. С. Яценко, Н. Ю. Сперанская Практикум по биотехнологии. Культура клеток, тканей и органов : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3200
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медицинские биотехнологии https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4570
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
ORCA, условия использования по ссылке https://orcaforum.cec.mpg.de/, бессрочная;
FireFly, условия использования по ссылке http://classic.chem.msu.su/gran/gamess/index.html, лицензия http://classic.chem.msu.su/gran/gamess/index.html, бессрочная;
Gamess, условия использования по ссылке http://www.msg.chem.iastate.edu/gamess/index.html, лицензия http://www.msg.chem.iastate.edu/gamess/License_Agreement.html, бессрочная;
BigDFT, условия использования по ссылке http://bigdft.org/Wiki/index.php?title=BigDFT_website, лицензия https://www.gnu.org/licenses/gpl-2.0.html, бессрочная;
Chimera, условия использования по ссылке https://www.cgl.ucsf.edu/chimera/, лицензия http://www.cgl.ucsf.edu/chimera/license.html, бессрочная;
Autodock, условия использования по ссылке http://autodock.scripps.edu/, лицензия https://www.gnu.org/licenses/gpl-2.0.html, бессрочная.

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.