МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Квалиметрическое обеспечение социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_ОиУ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 100
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 100 100 100 100
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калиниа Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Квалиметрическое обеспечение социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №369)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами методологическими основами квалитологии и социальной квалиметрии, основами квалиметрического обеспечения анализа качества жизни, оценки качества социального обслуживания; нормативно-правовыми основами, регламентирующими качество социальных услуг, а также конкретно применяемыми методами,способами и приемами оценки качества социальных услуг, анализа результатов проектной деятельности в практике социальной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью к экспертно-аналитической деятельности в области социального проектирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные научные достижения в области социальной квалитологии и квалиметрии. Теоретические подходы в области социальной квалитологии и квалиметрии.
Методы и технологии социальной квалиметрии, используемые в системе управления социальной защитой населения. Методы социальной квалиметрии, используемые в системе управления социальной защитой населения. Особенности реализации проектов в практике социальной работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать теоретические знания в области социальной квалитологии и квалиметрии в практической деятельности специалиста по социальной работе. Использовать теоретические знания и проводить исследования в области социальной квалитологии и квалиметрии.
Разрабатывать систему критериев и показателей оценки качества социальных услуг в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
Анализировать проекты, реализуемые в практике социальной работы с позиции оценки его результатов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования теоретических и практических знаний в области социальной квалитологии и квалиметрии.
Использования приемов и методов в области социальной квалитологии и квалиметрии.
Самостоятельного анализа результатов проектной деятельности в практике социальной работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы квалитологии и современной теории социальной квалиметрии
1.1. Квалитология в системе современного знания Практические 2 1 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальная квалиметрия в системе квалитологии Сам. работа 2 21 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Качество как синтетическая категория Практические 2 1 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Квалитология и социальная квалиметрия, анализ результатов проектной деятельности в области социальной работы Сам. работа 2 21 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Квалиметрическое обеспечение социальной работы
2.1. Стандартизация качества социального обслуживания, требования к анализу результатов проектной деятельности Практические 2 1 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Обеспечения качества социального обслуживания населения Сам. работа 2 29 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Технологии оценки качества социального обслуживания Практические 2 1 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Индикаторы квалиметрического измерения в социальном обслуживании, реализации проектной деятельности Сам. работа 2 29 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Зачет 2 4 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.В чем сущность понятия "квалитология"?
2.В чем сущность понятия "квалиметрия"?
3.Раскройте сущность понятия "социальная квалиметрия".
4.Особенности объекта и предмета социальной квалимтерии как науки.
5.Назовите особенности квалиметрии в социальной работе.
6.Назовите особенности квалиметрии в социальном обслуживании.
7.Каковы методы оценки качества услуг?
8.Что понимается под качеством учреждений социального обслуживания и основных социальных услуг?
9.Какие уровни стандартизации услуг выделяют?
10.Назовите особенности социальных услуг и стандартизации социального обслуживания.
11.Назовите основные объекты стандартизации и их особенности.
12.Какие подходы существуют к классификации учреждений социального обслуживания и видов социальных услуг?
13.Перечислите основные документы, содержащие в себе критерии и показатели качества социальных услуг.
14.Каковы основные группы критериев и показателей качества услуг, социальных услуг?
15.Какие методы применяются для оценки качества услуг?
16.Какие методы применяются для оценки эффективности социального обслуживания?
17.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - построения диаграмм?
18.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - визуальный метод?
19.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - экспертный метод?
20.В чем суть методов контроля качества социальных услуг - опросные методы?
21.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - супервизии?
22.В чем суть метода контроля качества социальных услуг - сравнения?
23.Определите понятия "качество", "интегральное качество" и укажите в чем их отличие.
24.Назовите и опишите известные Вам методы оценки качества социальных услуг.
25.Почему, по мнению А.И. Субетто, качество и количество необходимо рассматривать в единстве?
26.Укажите основные направления исследований качества социальных услуг, с детализацией подхода "качество социальных услуг как показатель качества жизни".
27.Назовите основные особенности и опишите процедуру проведения независимой оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги.
28.Назовите основные показатели оценки качества социальных услуг.
29.Перечислите принципы теории качества.
30.Охарактеризуйте связь наук социальная квалиметрия и метрология; социальная квалиметрия и социология.
31.Назовите основные суждения-признаки, выражающие содержание категории "качество".
32.Назовите элементы социального обслуживания, рассматриваемого как тип социального взаимодействия.
33.Подберите 5 ключевых понятий в области квалитологии, квалиметрии, социальной квалиметрии, дайте определения этих понятий, укажите источники публикации этих статей.
34.Назовите и опишите известные Вам методы оценки качества социальных услуг.
35.Назовите основные особенности и опишите процедуру проведения независимой оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги.
36.Проанализируйте положение национального стандарта ГОСТ Р 52143-2013 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. Выделите особенности шести видов социальных услуг. Дайте им краткую характеристику.
37.Критерии оценки социальных проектов.
38.Оценка результатов проектов в практике социального обслуживания.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Стандартизация качества социального обслуживания населения.
Качество работы организаций оказывающих социальные услуги.
Этапы становления науки о качестве.
Предпосылки возникновения квалитологии.
Объект и предмет квалитологии.
Квалиметрия: основные понятия, цели, направления исследования.
Качество социальных услуг: критерии и показатели оценки.
Методы оценки социальных проектов.
Проектирование в практике социальной работы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Крысова Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебное пособие Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.П. Зубков, Ю.Н. Берновский, А.Г. Зекунов и др. ред. В.М. Мишина Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Стандартизация продукции, процессов и услуг: учебно-практическое пособие Москва : АСМС, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136767 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ) www.gosuslugi.ru
Э2 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ www.rosmintrud.ru
Э3 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Алтайского края www.aksp.ru
Э4 Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии www.gost.ru
Э5 Журнал «Стандарты и качество» ria-stk.ru
Э6 Cайт системы Гарант www.garant.ru
Э7 Библиотека квалиметролога www.labrate.ru
Э8 Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм : В 13 томах. Том восьмой : Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. Книга 1 / Под ред. Л.А. Зеленова — С.-Петербург — Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. — 392 с cprfspb.ru
Э9 Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм : В 13 томах. Том восьмой : Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. Книга 2 / Под ред. Л.А. Зеленова — С.-Петербург — Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. — 334 с. www.radioslovo.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия