МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Вологдин Е.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А

Рабочая программа дисциплины
Статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 08
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор С.И. Межов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 08
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор С.И. Межов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков по сбору, обработке, анализу и представлению данных, характеризующих различные массовые социально-экономические явления и процессы; развить заложенный в индивиде научно-исследовательский компонент статистического мышления, постичь множество специальных научных правил, методов и приёмов количественного анализа разного рода информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук
ОПК-2 способностью применять аналитические, вычислительные и системно-аналитические методы для решения прикладных задач в области управления объектами техники, технологии, организационными системами, работать с традиционными носителями информации, базами знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные методики расчета и анализа динамики социально-экономических показателей, характеризующих развитие социальных и экономических процессов и явлений на микро и макроуровнях
формы, виды способы наблюдения за явлениями и процессами
способы обработки полученных данных
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать статистическое наблюдение;анализизировать во взаимосязи экономические явления,процессы и институты на микро- и макроуровне; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально - экономические показатели;использовать источники экономической, социальной управленческой информации; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методологией экономического исследования; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; современными методами расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Введение в теорию статистики
1.1. Статистика как наука, предмет, метод и задачи статистики. Общая теория статистики как отрасль статистической науки Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. История статистики, организация современной системы государственной статистики в РФ и международной статистики Практические 3 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Теоретические основы статистики как науки, особенности статистической методологии. Метод статистики. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. 2.Описательная статистика
2.1. Методика организации и проведения статистического исследования. Статистическое наблюдение: формы, виды и способы статистического наблюдения.Понятие выборочного наблюдения. Отбор единиц в выборочную совокупность.Сводка и группировка данных наблюдения.Ряды распределения Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Построение группировок с равными интервалами с применением математической формулы Стерджесса,нахождение величины равного интервала, определение шага интервала.Статистические таблицы и графики. Практические 3 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Методика организации и проведения статистического исследования. Статистическое наблюдение. Статистические таблицы и графическое изображение статистических данных Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. 3. Статистические величины
3.1. Абсолютные и относительные показатели. Показатели среднего уровня. Виды средних. Показатели вариации:абсолютные и относительные Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Примеры практического использования расчета относительных показателей и средних величин. Практика применения показателей вариации. Практические 3 1 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Статистические величины. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. 4.Аналитическая статистика
4.1. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений, статистические методы оценки сезонных колебаний.Тренд. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.2. Расчет показателей ряда динамики,исчисление средних значений показателей ряда динамики. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.3. Сопоставимость уровней ряда динамики, основные приёмы выравнивания ряда динамики с целью выявления тренда. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.4. Экономические индексы:индивидуальные и общие, индексы средних величин. Правила построения индексов количественных и качественных показателей. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.5. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи. Свойства индексов Ласпейреса и Пааше.Решение типовых задач Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.6. Базисные и цепные индексы, средние индексы, индекс-дефлятор. Индекс Фишера. Сам. работа 3 3 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.7. Статистическое изучение взаимосвязей явлений: основные понятия корреляционного и регрессионного анализа.Параметрическая и непараметрическая корреляция. Факторы корреляции. Виды регрессионного анализа. Нелинейная регрессия. Корреляционные отношения. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.8. Оценка значимости и достоверности параметров взаимосвязи. Примеры использования корреляционно-регрессионного аппарата для решения экономических задач. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.9. Статистическое изучение взаимосвязей явлений. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основы социально-экономической статистики
5.1. Предмет, задачи и система показателей социально-экономической статистики Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
5.2. Экономическая и социальная статистика. система показателей социально-экономической статистики Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
5.3. Статистика населения и трудовых ресурсов.Баланс трудовых ресурсов. Лекции 3 3 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Показатели численности населения, методы расчета средней численности населения, абсолютные и относительные показатели рождаемости, смертности,естественного прироста населения, миграция. Методы определения трудовых ресурсов. Показатели занятости и безработицы. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Задачи статистики населения на современном этапе. Категории постоянного и наличного населения. Экономически активное население. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
5.6. Статистика национального богатства -статистика основных фондов, производственного оборудования и научно-технического прогресса. Лекции 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
5.7. Учет национального имущества. Виды оценки основных фондов. Понятие амортизация и износ основных фондов - методы исчисления амортизации. Статистическое изучение состава, наличия и использования оборудования в различных отраслях. Показатели механизации и автоматизации производства Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.8. Классификация национального богатства. Балансы основных фондов.Показатели состояния,движения и использования основных фондов. Классификация производственного оборудования, её значение в статистике. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1
5.9. Статистика производства.Общие показатели производственной деятельности. Статистика важнейших видов производственной деятельности. Статистика товарного рынка и услуг. Система показателей, характеризующих товародвижение и товарооборот. Лекции 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.10. Показатели продукции в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражениях. Состав и методы расчета валовой и товарной продукции сельского хозяйства. Стоимостные показатели строительной продукции, товарооборота Практические 3 3 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.11. Статистическое изучение качества продукции.Понятие "продукция строительства", её виды по степени готовности.Характеристика и функции товарного рынка. Конъюнктура рынка, система показателей, её характеризующая. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.12. Статистика рабочего времени и труда.Оплата труда. Производительность труда. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.13. Определение численности и состава занятых лиц, единицы измерения и состав рабочего времени, показатели использования рабочего времени. Прямые, обратные и косвенные показатели производительности труда.Состав фонда заработной платы, показатели уровня и динамики заработной платы. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.14. Социально-экономическое значение изучения рабочего времени. Понятие производительности труда. Понятие и виды заработной платы.Формы и системы оплаты труда. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.15. Статистика издержек производства и обращения. Себестоимость продукции. Лекции 3 3 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.16. Расчет показателя затрат на 1 рубль произведенной продукции:методы расчета и анализа.Показатели изменения себестоимости продукции. Индексный метод динамики средней себестоимости. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.17. Изучение издержек в отраслях сферы обращения - в торговле, материально-техническом снабжении, транспорте. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.18. Статистика уровня жизни. Макроэкономические показатели уровня жизни. Статистическое описание доходов населения. Лекции 3 3 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.19. Единый агрегатный показатель уровня жизни. Показатели дифференциации населения по доходам. Графическое изображение концентрации (доходов) изучаемого признака при неравномерности его распределения. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.20. Расходы и потребление населения. Их состав и структура. Статистическое изучение уровня жизни малообеспеченных слоев населения. Индексы глубины и остроты бедности. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.21. Система национальных счетов (СНС)- понятие,история возникновения и развития. Основные категории, используемые в СНС.Система основных счетов СНС. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.22. Использование СНС в макроэкономическом анализе и прогнозировании. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.23. Основные классификации СНС.Система основных счетов СНС. Использование СНС в макроэкономическом анализе и прогнозировании. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1
5.24. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Н. Долгова, Т.Ю. Медведева Статистика: учебник и практикум для бакалвров М.: Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 под. редакцией В.Г. Минашкина Статистика: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яковлев В.Б. Статистика. Расчеты в Microsoft Excel: Учебное пособие для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http:// www.gks.ru/ - Официальный сайт "Федеральной службы статистики РФ". ak
Э2 Полный список Интернет-ресурсов представлен на сайте НТБ ТПУ, www.lib.tpu.ru
Э3 Мониторинг экономических показателей;, www.budgetrf.ru
Э4 Деловая пресса; , www.businesspress.ru
Э5 Гарант. Правовая система. , www.garant.ru
Э6 Курс в Moodle «Статистика. Система национальных счетов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.