МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Вологдин Е.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А

Рабочая программа дисциплины
Статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 08
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор С.И. Межов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 08
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор С.И. Межов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков по сбору, обработке, анализу и представлению данных, характеризующих различные массовые социально-экономические явления и процессы; развить заложенный в индивиде научно-исследовательский компонент статистического мышления, постичь множество специальных научных правил, методов и приёмов количественного анализа разного рода информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью применять инструменты управления качеством
ПК-8 способностью осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– методы сбора, обработки и анализа статистической информации для решения прикладных экономических задач;
– основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;
– основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро и макроуровне.
- статистическую информацию, необходимую для применения инструментов управления качеством, осуществления мониторинга и оценки прогресса в области улучшения качества
3.2.Уметь:
3.2.1.– анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне, включая статистику цен, рынка труда и уровня жизни;
– анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
– осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- использовать статистическую информацию при применении инструментов управления качеством, осуществления мониторинга и оценки прогресса в области улучшения качества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
– методами расчета и статистического анализа важнейших показателей, характеризующих производственный потенциал, затраты и результаты в производстве товаров и услуг, экономическую эффективность деятельности предприятий, важнейших видов экономической деятельности и экономики в целом;
– современными методиками расчета и анализа динамики социально-экономических показателей, характеризующих развитие социальных и экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне;
- способностью применять статистическую информацию при выборе и использовании инструментов управления качеством, осуществления мониторинга и оценки прогресса в области улучшения качества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория статистики. Описательная статистика
1.1. Статистика как наука, предмет, метод и задачи статистики. Общая теория статистики как отрасль статистической науки Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. История статистики, организация современной системы государственной статистики в РФ и международной статистики Практические 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Теоретические основы статистики как науки, особенности статистической методологии. Метод статистики. Сам. работа 3 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Методика организации и проведения статистического исследования. Статистическое наблюдение: формы, виды и способы статистического наблюдения.Понятие выборочного наблюдения. Отбор единиц в выборочную совокупность.Сводка и группировка данных наблюдения.Ряды распределения Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Построение группировок с равными интервалами с применением математической формулы Стерджесса,нахождение величины равного интервала, определение шага интервала.Статистические таблицы и графики. Практические 3 3 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Методика организации и проведения статистического исследования. Статистическое наблюдение. Статистические таблицы и графическое изображение статистических данных Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Статистические величины
2.1. Абсолютные и относительные показатели. Показатели среднего уровня. Виды средних. Показатели вариации:абсолютные и относительные Лекции 3 1 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Примеры практического использования расчета относительных показателей и средних величин. Практика применения показателей вариации. Практические 3 3 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Статистические величины. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Аналитическая статистика
3.1. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений, статистические методы оценки сезонных колебаний.Тренд. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Расчет показателей ряда динамики,исчисление средних значений показателей ряда динамики. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Сопоставимость уровней ряда динамики, основные приёмы выравнивания ряда динамики с целью выявления тренда. Сам. работа 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Экономические индексы:индивидуальные и общие, индексы средних величин. Правила построения индексов количественных и качественных показателей. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи. Свойства индексов Ласпейреса и Пааше.Решение типовых задач Практические 3 3 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Базисные и цепные индексы, средние индексы, индекс-дефлятор. Индекс Фишера. Сам. работа 3 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Статистическое изучение взаимосвязей явлений: основные понятия корреляционного и регрессионного анализа.Параметрическая и непараметрическая корреляция. Факторы корреляции. Виды регрессионного анализа. Нелинейная регрессия. Корреляционные отношения. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Оценка значимости и достоверности параметров взаимосвязи. Примеры использования корреляционно-регрессионного аппарата для решения экономических задач. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Статистическое изучение взаимосвязей явлений. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Основы социально-экономической статистики
4.1. Предмет, задачи и система показателей социально-экономической статистики Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Экономическая и социальная статистика. система показателей социально-экономической статистики Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Статистика населения и трудовых ресурсов.Баланс трудовых ресурсов. Лекции 3 3 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Показатели численности населения, методы расчета средней численности населения, абсолютные и относительные показатели рождаемости, смертности,естественного прироста населения, миграция. Методы определения трудовых ресурсов. Показатели занятости и безработицы. Практические 3 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.5. Задачи статистики населения на современном этапе. Категории постоянного и наличного населения. Экономически активное население. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.6. Статистика национального богатства -статистика основных фондов, производственного оборудования и научно-технического прогресса. Лекции 3 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.7. Учет национального имущества. Виды оценки основных фондов. Понятие амортизация и износ основных фондов - методы исчисления амортизации. Статистическое изучение состава, наличия и использования оборудования в различных отраслях. Показатели механизации и автоматизации производства Практические 3 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.8. Классификация национального богатства. Балансы основных фондов.Показатели состояния,движения и использования основных фондов. Классификация производственного оборудования, её значение в статистике. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.9. Статистика производства.Общие показатели производственной деятельности. Статистика важнейших видов производственной деятельности. Статистика товарного рынка и услуг. Система показателей, характеризующих товародвижение и товарооборот. Лекции 3 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.10. Показатели продукции в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражениях. Состав и методы расчета валовой и товарной продукции сельского хозяйства. Стоимостные показатели строительной продукции, товарооборота Практические 3 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.11. Статистическое изучение качества продукции.Понятие "продукция строительства", её виды по степени готовности.Характеристика и функции товарного рынка. Конъюнктура рынка, система показателей, её характеризующая. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.12. Статистика рабочего времени и труда.Оплата труда. Производительность труда. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.13. Определение численности и состава занятых лиц, единицы измерения и состав рабочего времени, показатели использования рабочего времени. Прямые, обратные и косвенные показатели производительности труда.Состав фонда заработной платы, показатели уровня и динамики заработной платы. Практические 3 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.14. Социально-экономическое значение изучения рабочего времени. Понятие производительности труда. Понятие и виды заработной платы.Формы и системы оплаты труда. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.15. Статистика издержек производства и обращения. Себестоимость продукции. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.16. Расчет показателя затрат на 1 рубль произведенной продукции:методы расчета и анализа.Показатели изменения себестоимости продукции. Индексный метод динамики средней себестоимости. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.17. Изучение издержек в отраслях сферы обращения - в торговле, материально-техническом снабжении, транспорте. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.18. Статистика уровня жизни. Макроэкономические показатели уровня жизни. Статистическое описание доходов населения. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.19. Единый агрегатный показатель уровня жизни. Показатели дифференциации населения по доходам. Графическое изображение концентрации (доходов) изучаемого признака при неравномерности его распределения. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.20. Расходы и потребление населения. Их состав и структура. Статистическое изучение уровня жизни малообеспеченных слоев населения. Индексы глубины и остроты бедности. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.21. Система национальных счетов (СНС)- понятие,история возникновения и развития. Основные категории, используемые в СНС.Система основных счетов СНС. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.22. Использование СНС в макроэкономическом анализе и прогнозировании. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.23. Основные классификации СНС.Система основных счетов СНС. Использование СНС в макроэкономическом анализе и прогнозировании. Сам. работа 3 5 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Статистика в управлении качеством
5.1. Статистические методы в управлении качеством. Статистическая информация в управлении качеством. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Статистические методы в управлении качеством. Статистическая информация в управлении качеством. Практические 3 3 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Статистические методы в управлении качеством. Статистическая информация в управлении качеством. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Н. Долгова, Т.Ю. Медведева Статистика: учебник и практикум для бакалвров М.: Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под. редакцией В.Г. Минашкина Статистика: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Рожков Н. Н. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ : учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http:// www.gks.ru/ - Официальный сайт "Федеральной службы статистики РФ". ak
Э2 Полный список Интернет-ресурсов представлен на сайте НТБ ТПУ, www.lib.tpu.ru
Э3 Мониторинг экономических показателей; , www.budgetrf.ru
Э4 Деловая пресса; , www.businesspress.ru
Э5 Гарант. Правовая система. , www.garant.ru
Э6 Курс в Moodle «Статистика. Система национальных счетов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.