МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, А.Я.Троцковский

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, Л.А.Капустян

Рабочая программа дисциплины
Организация исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор А.Я Троцковкий


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор А.Я Троцковкий


1. Цели освоения дисциплины

1.1. познание сущности и содержания исследовательской деятельности;
 экспликация и активное использование ключевых общенаучных категорий;
 умение формировать программу исследования как теоретико-организационную основу магистерской диссертации;
 способность планирования и организации проведения научного исследования;
 способность представления результатов проведенного исследования научному сообществу.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-6 способностью к проведению измерений и наблюдений, составлению описания исследований, подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, составлению отчета по заданию, к участию во внедрении результатов исследований и разработок
ПК-2 способностью формировать презентации, научно-технические отчеты по результатам работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- требования, предъявляемые к научным исследованиям;
- ключевые моменты обоснования теоретической и практической значимости исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.- обосновывать актуальность исследования в главных чертах;
- ставить и обосновывать цели и задачи исследования;
- презентовать результаты исселования

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения методов научного познания;
- элементарными приёмами обоснования актуальности исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории и методологии исследовательской деятельности
1.1. Общие положения научного исследования и его организации Лекции 4 4 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Методология исследования как общая логика научного поиска Практические 4 4 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Основные направления анализа в ВКР Сам. работа 4 10 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Обзор опыта выполнения ВКР Практические 4 4 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Особенности научной работы как вида деятельности Сам. работа 4 4 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Методика научной работы Лекции 4 2 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Язык науки как еёё несущая конструкция Лекции 4 2 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Ключевые понятия экономического исследования Сам. работа 4 12 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Программа исследования как ее теоретико-организующая основа
2.1. Краткая характеристика программы исследования Лекции 4 2 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Постановка цели и формулировка задач ВКР, обоснование её актуальности Практические 4 4 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Базовые элементы программы ВКР Практические 4 4 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Общая схема программы социально-экономического исследования Лекции 4 4 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Общая схема программы ВКР: составление и реализация Сам. работа 4 12 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Организация исследовательской деятельности
3.1. Планирование научной работы Лекции 4 4 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Планирование работы по подготовке ВКР по избранной теме Сам. работа 4 12 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Общие рекомендации по подготовке научного исследования Практические 4 2 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Презентация результатов научной работы Практические 4 4 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Презентация ожидаемых результатов ВКР Сам. работа 4 18 ОК-5, ОПК-6, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов Н.А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F0FA3980-716C-49E0-81F8-9E97FEFC1F96.
Л1.2 Байбородова Л. В Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/847A320D-90A3-452E-A805-3B0B809C9863.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Троцковский А. Я. Основы научно-исследовательской работы магистрантов по направлениям подготовки "Экономика" и "Менеджмент": организационные и методические аспекты : учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3454
Л2.2 Емельянова И. Н. Основы научной деятельности студента : Магистерская диссертация : учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C09D5161-4A37-4255-87B6-62ED9E4AD864
Л2.3 Куклина Е.Н., Мазниченко М.А., Мушкина И.А ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА: учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека search.rsl.ru
Э2 Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова nbmgu.ru
Э3 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э4 Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края elibrary.asu.ru
Э5 Экономическое развитие региона elibrary.asu.ru
Э6 Государственная региональная экономическая политика elibrary.asu.ru
Э7 Курс Moodle по дисциплине "Организация исследовательской деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым
материалом и при подготовке к семинарским занятиям
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы
Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информационном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.

Методические рекомендации по подготовке рефератов
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – это вид краткого, но информативного сообщения о сути рассматриваемого вопроса, различных мнениях об изучаемом предмете. В некоторых случаях допускается изложение собственной точки зрения автора в рамках тематической проблематики, например, в выступлениях на семинарах. Написание доклада предполагает научно-исследовательскую работу, требующую от студента способности к самостоятельным изысканиям, умения преподносить информацию, доступно и квалифицированно отвечать на вопросы. Публичный доклад может быть представлен в письменной и устной форме. Если есть возможность выбора, студенты нередко отдают предпочтение последнему варианту, экономя время и силы.
Готовясь к докладу или реферативному сообщению необходимо составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью.
Стандарты оформления письменного доклада схожи с правилами представления реферата. Отдельного ГОСТа для студенческого доклада не существует, поэтому ориентироваться следует на методические рекомендации вуза или кафедры. Если особых требований к структуре, содержанию и оформлению доклада не предъявляется, можно опираться на известные ГОСТы – 7.32-2001, 7.9-95, используемые при написании курсовых, дипломов, рефератов и других видов исследовательских работ и отчетов.
Методические рекомендации по подготовке эссе
При написании эссе:внимательно прочтите тему;определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать;подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис(логические доказательства, доводы; примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы; мнения авторитетных людей, цитаты). Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Изложите свою точку зрения.
Сформулируйте общий вывод.
Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы.

Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале http://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2564