МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационные основы социальной защиты населения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Васильева Е.В.;к.с.н., Доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Организационные основы социальной защиты населения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать овладению студентами знаниями об основных принципах, методах организации социальной защиты населения, а также сформировать у студентов представление о наиболее важных формах и технологиях управления и администрирования в социальной защите; познакомить с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность по социальной защите населения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2 способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-3 способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Общие принципы организации социальной защиты населения.
Формы и технологии управления и администрирования в социальной работе.

3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать нормативно-правовые документы и документы учреждений системы социальной защиты населения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Теоретическими знаниями в области технологий управления и администрирования в социальной работе.
Навыками работы с нормативными документами и документами учреждений.
Навыками ведения необходимой документации, организации документооборота в организациях социальной защиты.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность, основные принципы, объекты и основные категории социальной политики и социальной защиты
1.1. Понятие и сущность социальной политики и социальной защиты Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные принципы социальной политики и социальной защиты Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Объекты социальной политики и социальной защиты Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Объекты и основные категории социальной политики и социальной защиты Сам. работа 4 33 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Нормативно-правовая база социальной защиты населения в РФ
2.1. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения Практические 4 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Реализация социальной политики и социальной защиты населения в РФ
3.1. Основные этапы реализации социальной политики и социальной защиты населения в СССР и РФ Лекции 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Основные направления социального развития и социальной защиты в РФ Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Региональные аспекты социальной политики и социальной защиты Лекции 4 4
3.4. Государство, НКО, религиозные организации как субъекты социальной защиты населения Практические 4 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.5. Проблемы технологизации управленческих процессов в системе социальной защиты населения. Организация документооборота и ведение необходимой документации в организациях социальной защиты Практические 4 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.6. Технологии администрирования в контексте практики социальной защиты населения Сам. работа 4 34 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.7. Экзамен Экзамен 4 27 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Сущность, основные принципы, объекты и основные категории социальной политики.
2. Субъекты социальной политики (государство, партии, общественные движения, объединения, общности, группы и т.п.).
3. Понятие организационной структуры в социальной работе.
4. Организационные технологии в социальной работе.
5. Организационные цели, функции, эффективность результатов, мотивации и стимулирование персонала.
6. Понятие организационного механизма в социальной работе: разделения функций.
7. Понятие управления как функции организационной системы в социальной работе.
8. Основные технологии управления в социальной работе.
9. Планирование в социальной работе.
10. Планирование трудовых ресурсов: этапы, технологии.
11. Цель, средства, методы, условия управления.
12. Понятие стиля управленческого мышления в социальной работе.
13. Теория «человеческих отношений» в практике управления в социальной работе.
14. Понятие и типы системы управления.
15. Понятие и классификация управленческих решений в социальной работе.
16. Процессный подход к управлению в социальной работе.
17. Понятие администрирования в социальной работе.
18. Административные факторы в деятельности учреждений социальной работы.
19. Понятие «рабочее место специалиста по социальной работе».
20. Документооборот в организациях социальной защиты.
21. Организация документооборота в организациях социальной защиты.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Развитие персонала: понятие, условия, критерии эффективности, процедуры.
2. Тарификационно-квалификационные характеристики и должностные обязанности специалиста по социальной работе, социального работника.
3. Особенности организации труда специалиста по социальной работе в системе социальной защиты, занятости, миграции, образовании, здравоохранении, правоохранительных органах, на производстве.
4. Проблемы личностного и профессионального роста.
5. Аттестация работника социальной службы.
6. Ведение документации специалистом социальной работы.
7. Реабилитационные карты, акты обследования, социальный паспорт семьи (семьи риска), дневники патронажа, журналы консультаций и др. документов.
8. Документооборот в организациях социальной защиты.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трапезникова, И.С. Администрирование в социальной работе : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429712
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черникова, Г.В. Экономические основы социальной работы : учебное пособие Москва : Берлин, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.gosuslugi.ru - Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ)
Э2 http://www.rosmintrud.ru - Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ
Э3 http://www.aksp.ru - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края
Э4 http://mfc22.ru - сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края
Э5 Курс в Moodle "Организационные основы социальной защиты населения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.