Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Профиль | Социальная работа в сфере социальной защиты населения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_02_СР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 67 | 67 | 67 | 67 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент
1.1. | Способствовать овладению студентами знаниями об основных принципах, методах организации социальной защиты населения, а также сформировать у студентов представление о наиболее важных формах и технологиях управления и администрирования в социальной защите; познакомить с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность по социальной защите населения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ПК-1 | способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи |
ПК-2 | способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
ПК-3 | способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Общие принципы организации социальной защиты населения. Формы и технологии управления и администрирования в социальной работе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать нормативно-правовые документы и документы учреждений системы социальной защиты населения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Теоретическими знаниями в области технологий управления и администрирования в социальной работе. Навыками работы с нормативными документами и документами учреждений. Навыками ведения необходимой документации, организации документооборота в организациях социальной защиты. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность, основные принципы, объекты и основные категории социальной политики и социальной защиты | ||||||
1.1. | Понятие и сущность социальной политики и социальной защиты | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные принципы социальной политики и социальной защиты | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Объекты социальной политики и социальной защиты | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Объекты и основные категории социальной политики и социальной защиты | Сам. работа | 4 | 33 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Нормативно-правовая база социальной защиты населения в РФ | ||||||
2.1. | Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения | Практические | 4 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Реализация социальной политики и социальной защиты населения в РФ | ||||||
3.1. | Основные этапы реализации социальной политики и социальной защиты населения в СССР и РФ | Лекции | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Основные направления социального развития и социальной защиты в РФ | Лекции | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Региональные аспекты социальной политики и социальной защиты | Лекции | 4 | 4 | ||
3.4. | Государство, НКО, религиозные организации как субъекты социальной защиты населения | Практические | 4 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Проблемы технологизации управленческих процессов в системе социальной защиты населения. Организация документооборота и ведение необходимой документации в организациях социальной защиты | Практические | 4 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Технологии администрирования в контексте практики социальной защиты населения | Сам. работа | 4 | 34 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Экзамен | Экзамен | 4 | 27 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Сущность, основные принципы, объекты и основные категории социальной политики. 2. Субъекты социальной политики (государство, партии, общественные движения, объединения, общности, группы и т.п.). 3. Понятие организационной структуры в социальной работе. 4. Организационные технологии в социальной работе. 5. Организационные цели, функции, эффективность результатов, мотивации и стимулирование персонала. 6. Понятие организационного механизма в социальной работе: разделения функций. 7. Понятие управления как функции организационной системы в социальной работе. 8. Основные технологии управления в социальной работе. 9. Планирование в социальной работе. 10. Планирование трудовых ресурсов: этапы, технологии. 11. Цель, средства, методы, условия управления. 12. Понятие стиля управленческого мышления в социальной работе. 13. Теория «человеческих отношений» в практике управления в социальной работе. 14. Понятие и типы системы управления. 15. Понятие и классификация управленческих решений в социальной работе. 16. Процессный подход к управлению в социальной работе. 17. Понятие администрирования в социальной работе. 18. Административные факторы в деятельности учреждений социальной работы. 19. Понятие «рабочее место специалиста по социальной работе». 20. Документооборот в организациях социальной защиты. 21. Организация документооборота в организациях социальной защиты. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Развитие персонала: понятие, условия, критерии эффективности, процедуры. 2. Тарификационно-квалификационные характеристики и должностные обязанности специалиста по социальной работе, социального работника. 3. Особенности организации труда специалиста по социальной работе в системе социальной защиты, занятости, миграции, образовании, здравоохранении, правоохранительных органах, на производстве. 4. Проблемы личностного и профессионального роста. 5. Аттестация работника социальной службы. 6. Ведение документации специалистом социальной работы. 7. Реабилитационные карты, акты обследования, социальный паспорт семьи (семьи риска), дневники патронажа, журналы консультаций и др. документов. 8. Документооборот в организациях социальной защиты. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Трапезникова, И.С. | Администрирование в социальной работе : учебное пособие | Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429712 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Черникова, Г.В. | Экономические основы социальной работы : учебное пособие | Москва : Берлин, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.gosuslugi.ru - Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ) | |||
Э2 | http://www.rosmintrud.ru - Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ | |||
Э3 | http://www.aksp.ru - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края | |||
Э4 | http://mfc22.ru - сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края | |||
Э5 | Курс в Moodle "Организационные основы социальной защиты населения" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. |