МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная квалитология, стандартизация и оценка качества социальных услуг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная квалитология, стандартизация и оценка качества социальных услуг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доц.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доц.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с концептуальными основами квалитологии и социальной квалиметрии, стандартизации социального обслуживания населения, оценки качества социальных услуг; нормативно-правовыми основами, регламентирующими качество социальных услуг, а также конкретно применяемыми методами, способами и приемами оценки качества социальных услуг.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Cтудент должен иметь знания об основах социальной квалиметрии, представления о качестве разного рода объектов, стандартизации социального обслуживания и методах оценки качества социальных услуг. Основные направления стандартизации социального обслуживания, формы подтверждения соответствия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать национальные стандарты и стандарты организаций социального обслуживания. Выделять критерии и показатели качества социальных услуг, процесса социального обслуживания в национальных стандартах и стандартах организаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования методов оценки качества социальных услуг в практической деятельности. Работы с докуменами в области стандартизации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы социальной квалиметрии
1.1. Социальная квалиметрия в системе квалитологии Лекции 8 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Социальная квалиметрия в системе наук. Исследователи в области качества Практические 8 4 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Понятие квалиметрии, социальные измерения. Социальная квалиметрия и социология, метрология Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Социальная квалиметрия и социальная работа Лекции 8 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Многоаспектность категории качества. Качество услуги, качество процесса социального обслуживания. Практические 8 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Социальная квалиметрия: основные направления, методы и технологии Сам. работа 8 5 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Стандартизация социального обслуживания населения
2.1. Развитие стандартизации в России Лекции 8 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Стандартизация социального обслуживания в России: история и современность. Практические 8 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Разработка и утверждение национальных стандартов и стандартов организаций Сам. работа 8 5 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Нормативно-правовые основы стандартизации Лекции 8 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.5. Цели, принципы стандартизации в РФ. Объекты и уровни стандартизации. Практические 8 6 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.6. Документы в области стандартизации Сам. работа 8 5 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.7. Национальные стандарты и стандарты организаций Лекции 8 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.8. Национальные стандарты и стандарты организаций. Международные и отечественные стандарты качества. Стандарты социального обслуживания Практические 8 4 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.9. Особенности оказания социальных услуг и их стандартизации Сам. работа 8 5 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Оценка качества социальных услуг
3.1. Качество социальных услуг: сущность, критерии и показатели оценки Лекции 8 2 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Требования к оценке качества услуг. Показатели качества услуг Практические 8 4 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Показатели оценки качества социальных услуг Сам. работа 8 7 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Инструментарий оценки качества социальных услуг Лекции 8 4 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Инструментарий оценки качества социальных услуг. «Независимая оценка» как инструмент повышения эффективности деятельности организаций социального обслуживания в части предоставления социальных услуг Практические 8 4 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Подтверждение соответствия как инструмент оценки соотвтествия социального обслуживания требованиям стандартов Сам. работа 8 8 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Экзамен 8 27 ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение понятий: услуга, социальная услуга, обслуживание, социальное обслуживание.
2. Классификация социальных услуг.
3. Сущность понятий: «качество услуги», «качество социальной услуги», «показатели качества услуги», «управление качеством», «культура качества», «оценка качества», «методы оценки качества».
4. Концепция национальной политики РФ в области качества.
5. Стандартизация качества социального обслуживания населения.
6. Качество социальных услуг: критерии и показатели оценки.
7. Нормативно-правовая основа оценки качества социального обслуживания населения.
8. Методы оценки качества социальных услуг.
9. Документы в области стандартизации: национальные стандарты, общероссийские классификаторы и др.
10. Стандарты качества серии ИСО 9000.
11. Система менеджмента качества.
12. Система критериев и показателей оценка качества социальных услуг.
13. Понятие стандартизации, ее цели.
14. Принципы стандартизации.
15. Уровни стандартизации, виды стандартов.
16. Стандартизация социальных услуг: основные понятия, сущность.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные особенности и процедура проведения независимой оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги.
2. Показатели оценки качества социальных услуг.
3. Методы оценки качества социальных услуг.
4. Модель оценки качества социальных услуг.
5. Качество как национальная идея.
6. Роль стандартизации в социальной сфере.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Крысова Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебное пособие Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 И. С. Романычев, Н. Н. Стрельникова, Л. В. Топчий и др. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебник для бакалавров М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.П. Зубков, Ю.Н. Берновский, А.Г. Зекунов и др. ред. В.М. Мишина Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Стандартизация продукции, процессов и услуг: учебно-практическое пособие Москва : АСМС, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136767 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ www.rosmintrud.ru
Э2 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края www.aksp.ru
Э3 Официальный католог национальных стандаров (Ростехрегулирование) protect.gost.ru
Э4 Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (доступно из корпоративной сети Алтайского государственного университета) portal.edu.asu.ru
Э5 Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) www.gost.ru
Э6 Журнал «Стандарты и качество» ria-stk.ru
Э7 Сайт Интернет-версии системы Гарант iv.garant.ru
Э8 Курс в Moodle «Социальная квалитология, стандартизация и оценка качества социальных услуг» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия