МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии принятия эффективных управленческих решений
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильБиокибернетика, биоинформатика и программная инженерия. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_ББиПИ-1-2020-1
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 20 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Лабораторные 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 108 72 45 45 153 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 108 108 108 252 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Ануфриева И.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Технологии принятия эффективных управленческих решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018г. №13)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М., к.э.н., профессор, ИО зав. кафедрой

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Бутакова М.М., к.э.н., профессор, ИО зав. кафедрой

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование у обочучающихся компетенции в области технологий разработки и принятия эффективных управленческого решения любого уровня и в любой области экономической деятельности.
задачами изучения дисциплины являются:
- изучение теоретических основ и современных коцепций разработки и принятия эффективных управленческих решений;
- формирование умений находить, анализировать и использовать информацию для разработки эффективных управленческих решений с использованием формализованных и неформализованных методов;
- формирование навыков принятий обоснованных эффективных управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способность разрабатывать и применять математические методы, системное и прикладное программное обеспечение, автоматизированные системы вычислительных комплексов, сервисы, операционные системы и распределенные базы данных для решения задач производственно-технологической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические и методологические основы, основные концепции разработки и принятия управленческих решений;
- современные технологии принятия эффективных управленческих решений;
- процесс, этапы разработки и принятия управленческих решений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- формировать и анализировать альтернативные варианты управленческих решений с использованием формализованных и неформализованных методов, экономико-статистических моделей и сценарного анализа;
- действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализировать информацию, идентифицировать проблемы и целеполагания для проведения аналитических процедур и прогнозирования, сценарного анализа и оптимизации;
- навыками принимать обоснованные эффективные управленческие решения, в.т.ч. проектные.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы принятия управленческих решений.
1.1. Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений Лекции 1 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений Лабораторные 1 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений Сам. работа 1 30 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Традиционные и современные концепции разработки и принятия управленческих решений Лекции 1 10 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.5. Традиционные и современные концепции разработки и принятия управленческих решений Лабораторные 1 10 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.6. Традиционные и современные концепции разработки и принятия управленческих решений Сам. работа 1 42 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4
Раздел 2. Методология разработки и принятия управленческих решений
2.1. Принципы, методы и технологии разработки и принятия управленческих решений Лекции 2 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Принципы, методы и технологии разработки и принятия управленческих решений Лабораторные 2 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Принципы, методы и технологии разработки и принятия управленческих решений Сам. работа 2 20 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Технологии разработки и принятия эффективных управленческих решений
3.1. Современные технологии разработки и принятия эффективных управленческих решений Лекции 2 10 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.2. Современные технологии разработки и принятия эффективных управленческих решений Лабораторные 2 10 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.3. Современные технологии разработки и принятия эффективных управленческих решений Сам. работа 2 25 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См.приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ТПЭУП.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения=Managementdecisionmaking : Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446557
Л1.2 Методы принятия управленческих решений Методы принятия управленческих решений : Учебное пособие В.И. Катаева, М.С. Козырев, 17.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278872
Л1.3 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. Управленческие решения : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017., 17.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452520
Л1.4 Ершова, Н.А. Разработка управленческих решений в системе эффективного менеджмента: монография М. : МИРБИС : Перо, 2015, 17.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445845
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харитонова, И.В. Основы теории принятия управленческих решений : учебник Архангельск : САФУ, 2015, 17.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436414
Л2.2 Филинов-Чернышев, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений : учебник и практикум для вузов М. Издательство Юрайт, 2017, 2018 www.biblio-online.ru/book/B67EEE48-5249-427A-9FB4-E7895DAF9336.
Л2.3 Бусов, Владимир Иванович Управленческие решения : учебник М. : Юрайт, 2014,
Л2.4 Э.А. Понуждаев, М.Э. Понуждаева. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015, 11.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271808
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"
Э2 www.fd.ru – Журнал "Финансовый директор"
Э3 www.finam.ru – Финансовая информация
Э4 www.finanaliz.ru – Финансовый анализ
Э5 www.finansmag.ru – Журнал "Финанс."
Э6 www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам
Э7 www.finmarket.ru – Информационное агентство
Э8 www.fira.ru – база данных по российским компаниям
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
4. Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовиться самостоятельно по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к промежуточной аттестации студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание/ пройти промежуточную аттестацию.