МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология разработки бизнес-плана в социальном предпринимательстве
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_ГиТ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Бочаров Сергей Николаевич;к.э.н., профессор, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Технология разработки бизнес-плана в социальном предпринимательстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № 908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., профессор, Бутакова М.М., зав. кафедрой

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., профессор, Бутакова М.М., зав. кафедрой

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими основами бизнес-планирования, а также обучить технологии и практическим методам составления бизнес-планов инвестиционных проектов
Задачи дисциплины:
• показать значимость бизнес-планирования в предпринимательской деятельности;
• ознакомить с терминологией инвестиционного проектирования;
• обучить технологии разработки бизнес-плана;
• обучить методам оценки эффективности инвестиционных проектов;
• закрепить знания путем самостоятельной разработки бизнес-плана;
• привить навыки презентации результатов разработанного бизнес-плана

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью формулировать проблемы, задачи и методы комплексных и отраслевых географических научных исследований; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды в области общей и отраслевой географии, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основные методы проведения анализа внутреннего и внешнего окружения организации в целях выявления проблем;
• нормативные документы, регламентирующие процедуру составления бизнес-плана;
• содержание основных разделов бизнес-плана; последовательность составления экономических расчетов для обоснования бизнес-проекта;
3.2.Уметь:
3.2.1.• применять основные виды анализа внешнего и внутреннего окружения организации;
• оформлять различные разделы бизнес-плана;
• проводить экономические расчеты в бизнес-плане;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками проведения комплексного анализа внешнего и внутреннего окружения организации
• навыками оформления бизнес-плана в соответствии с требованиями нормативных документов;
• навыками составления бизнес-плана

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. . Содержание и структура бизнес-плана. Технологии разработки бизнес-плана.
1.1. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4
1.2. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Практические 2 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Сам. работа 2 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.4. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.5. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Практические 2 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.6. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.7. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Практические 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.8. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.4
1.9. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Сам. работа 2 13 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.10. Описание продукта в бизнес-плане Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.11. Описание продукта в бизнес-плане Практические 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.12. Описание продукта в бизнес-плане Сам. работа 2 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.13. Маркетинговая концепция бизнес-плана Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.14. Маркетинговая концепция бизнес-плана Практические 2 0 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.15. Маркетинговая концепция бизнес-плана Сам. работа 2 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.16. Организационный план Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.17. Организационный план Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.18. Организационный план Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.19. Производственный раздел бизнес-плана Лекции 2 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.20. Производственный раздел бизнес-плана Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.21. Производственный раздел бизнес-плана Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.22. Финансовый раздел бизнес-плана Лекции 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.23. Финансовый раздел бизнес-плана Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.24. Финансовый раздел бизнес-плана Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.25. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Лекции 2 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.26. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.27. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Сам. работа 2 5 ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См.приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ТРБПвСП.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрова Н. Творческие решения в бизнесе: М.: Эксмо, 2013
Л1.2 Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров М. : Дашков и К, 2013 http://e.lanbook.com/book/56180
Л1.3 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114751
Л1.4 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/3EEDDFFA-2C28-4D41-94F4-5483EEBC67EB
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев, Ю.Т. Ахвледиани, Н.В.Артемьев Бизнес-планирование: М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114751
Л2.2 Виноградова М.В., Панина З.И., Ларионова А.А., Васильева Л.А. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие М. : Дашков и К, 2014 http://e.lanbook.com/book/56369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4420
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Информационно-справочная система "Консультант Плюс".
2. Информационно-справочная система "Кодекс".
3. Информационно-справочная система "Гарант".
4. Федеральный портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/.
Официальный сайт Алтайского края: http://altairegion22.ru/
Министерство экономического развития РФ: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz
5. Федеральный портал молодого предпринимателя: http://young.smb.gov.ru.
6. Аналитическое кредитное рейтинговой агентство: https://acra-ratings.ru.
7. Алтайский региональный ресурсный центр: http://www.altay-rrc.ru.
8. Деловая сеть Алтайского края: http://altai.n4.biz.
9. Базы данных сведений о предпринимательских структурах: https://fira.ru.
10. Управление Алтайская края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры: http://www.altsmb.ru.
11. Центр поддержки предпринимательства Алтайского края: http://www.altaicpp.ru.
12. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай: http://akstat.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовиться самостоятельно по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к промежуточной аттестации студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание/ пройти промежуточную аттестацию.