МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология разработки бизнес-плана в социальном предпринимательстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Бочаров Сергей Николаевич;к.э.н., профессор, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Технология разработки бизнес-плана в социальном предпринимательстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., профессор , Бутакова М.М., ИО зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., профессор , Бутакова М.М., ИО зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими основами бизнес-планирования, а также обучить технологии и практическим методам составления бизнес-планов инвестиционных проектов
Задачи дисциплины:
• показать значимость бизнес-планирования в предпринимательской деятельности;
• ознакомить с терминологией инвестиционного проектирования;
• обучить технологии разработки бизнес-плана;
• обучить методам оценки эффективности инвестиционных проектов;
• закрепить знания путем самостоятельной разработки бизнес-плана;
• привить навыки презентации результатов разработанного бизнес-плана

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения
ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-33 способностью консультировать детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения
ПСК-4.7 готовность применять технологии придпринимательской деятельности в области педагогики и психологии девиантного поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основные методы проведения анализа внутреннего и внешнего окружения организации в целях выявления источников повышения производительности труда, качества продукции, экономии ресурсов и безопасности;
• содержание основных разделов бизнес-плана;
• последовательность составления экономических расчетов для обоснования путей повышения эффективности труда, качества продукции, экономии ресурсов и безопасности;
3.2.Уметь:
3.2.1.• применять основные виды анализа внешнего и внутреннего окружения организации в целях выявления источников повышения производительности труда, качества продукции, экономии ресурсов и безопасности;
• проводить экономические расчеты в бизнес-плане для обоснования путей повышения эффективности труда, качества продукции, экономии ресурсов и безопасности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками проведения комплексного анализа внешнего и внутреннего окружения организации в целях выявления источников повышения производительности труда, качества продукции, экономии ресурсов и безопасности
• навыками составления бизнес-плана для обоснования путей повышения эффективности труда, качества продукции, экономии ресурсов и безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. . Структура и содержание бизнес-плана. Технологии разработки бизнес-плана.
1.1. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Лекции 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Практические 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.3. Инвестиционная деятельность в социальном предпринимательстве Сам. работа 9 6 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.4. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Лекции 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.5. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Практические 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.6. Структура бизнес-плана, содержание основных разделов и порядок разработки Сам. работа 9 6 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.7. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Практические 9 4 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.8. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Лекции 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.9. Анализ окружения инвестиционного проекта в бизнес- плане Сам. работа 9 10 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.10. Описание продукта в бизнес-плане Лекции 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.11. Описание продукта в бизнес-плане Практические 9 0 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4
1.12. Описание продукта в бизнес-плане Сам. работа 9 6 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.13. Маркетинговая концепция бизнес-плана Лекции 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.14. Маркетинговая концепция бизнес-плана Практические 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.15. Маркетинговая концепция бизнес-плана Сам. работа 9 6 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.16. Организационный план Лекции 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.17. Организационный план Практические 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.18. Организационный план Сам. работа 9 8 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.19. Производственный раздел бизнес-плана Лекции 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.20. Производственный раздел бизнес-плана Практические 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.21. Производственный раздел бизнес-плана Сам. работа 9 10 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.22. Финансовый раздел бизнес-плана Лекции 9 0 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.23. Финансовый раздел бизнес-плана Практические 9 4 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.24. Финансовый раздел бизнес-плана Сам. работа 9 10 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.25. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Лекции 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.26. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Практические 9 2 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.27. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Риски проекта Сам. работа 9 19 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л1.1
1.28. Экзамен Экзамен 9 27 ОК-8, ОПК-1, ПК-33, ПСК-4.7 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Петрова Н. Творческие решения в бизнесе: М.: Эксмо, 2013
Л1.3 Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров М. : Дашков и К, 2013 e.lanbook.com
Л1.4 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев, Ю.Т. Ахвледиани, Н.В.Артемьев Бизнес-планирование: М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114751
Л2.2 Виноградова М.В., Панина З.И., Ларионова А.А., Васильева Л.А. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие М. : Дашков и К, 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Информационно-справочная система "Консультант Плюс".
2. Информационно-справочная система "Кодекс".
3. Информационно-справочная система "Гарант".
4. Федеральный портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/.
Официальный сайт Алтайского края: http://altairegion22.ru/
Министерство экономического развития РФ: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz
5. Федеральный портал молодого предпринимателя: http://young.smb.gov.ru.
6. Аналитическое кредитное рейтинговой агентство: https://acra-ratings.ru.
7. Алтайский региональный ресурсный центр: http://www.altay-rrc.ru.
8. Деловая сеть Алтайского края: http://altai.n4.biz.
9. Базы данных сведений о предпринимательских структурах: https://fira.ru.
10. Управление Алтайская края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры: http://www.altsmb.ru.
11. Центр поддержки предпринимательства Алтайского края: http://www.altaicpp.ru.
12. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай: http://akstat.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Для получения зачета или оценки по экзамену студент должен представить на проверку самостоятельно разработанный бизнес-план. Образцы и примеры составления разделов представлены в соответствующих темах.
Учебные материалы и вся необходимая информация представлены на образовательном портале Алтайского государственного университета в системе MOODLE по электронному адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=453