Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.03. Гостиничное дело |
Профиль | Гостиничное дело |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 43_03_03_ГД-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.04.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.
1.1. | Сформировать систему психологических знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Сформировать у студентов представление о предмете, методах и задачах психологии, основных категориях, месте среди других наук о человеке. Сформировать представление об основных теоретических направлениях психологии познакомить с закономерностями психической деятельности отдельного человека и группы людей, методах изучения личности и социальной общности. Познакомить с формами, средствами и методами психологии; выработать элементарные навыки саморегуляции, разрешения конфликтных ситуаций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об основных теоретических направлениях психологии; - о закономерностях психической деятельности отдельного человека и группы людей; - методах изучения личности и социальной общности; - основные принципы периодизации психологии; - ключевые характеристики человека как субъекта познания и деятельности. -особенности психологических концепций ведущих отечественных и зарубежных психологов и научных школ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -выявлять, анализировать и интерпретировать источники по психологии; -свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах психологии; - излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументированно отстаиватьсвою точку зрения в дискуссии; - принимать психологически грамотные решения в возникающих конфликтных и проблемных ситуциях, уметь предтвращать их - находить решения прикладных вопросов на основе полученных теоретических знаний. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть: - основными теоретическими моделями и понятийным аппаратом современной психологической науки; - технологиям получения и верификации психологических знаний; - системой основных психологических понятий и профессиональной логикой их употребления; - формами, средствами и методами психологии взаимодействия и саморегуляции в деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, объект и методы психологии. | ||||||
1.1. | История научной психологии; основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии. Становление предмета психологии в историческом аспекте. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку. | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Психология как наука и как практическая деятельность Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Природа души. Метод интроспекции. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Основные научные школы психологии. Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Идеалистические концепции души в учениях античных философов. Становление и развитие эмпирической психологии в философских учениях ХVП-ХVШ вв. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии ХIХ веке. Психологические идеи в немецкой классической философии (конец ХVШ - начало ХIХ вв.). | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Психика, поведение и деятельность. | ||||||
2.1. | Психика и сознание. Структура деятельности. Деятельностная природа личности человека. Понятие ведущей деятельности. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Основные функции психики. Мозг и психика. Структура психики. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Основные феномены самосознания. Структура сознания. | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | На самостоятельное изучение: Онтогенетическое развитие как поэтапная социализация личности: развитие психики по А.Н. Леонтьеву, Э. Эриксону. отечественные и зарубежные психологии | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.6. | Деятельность как предмет исследования и объяснительный принцип (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Периодизация личностного развития на основании ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин).Чтение текста (учебника и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций. | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Познавательнын процессы. Ощущения. Восприятие. Внимание. Память. Мышление и интеллект. Речь. | ||||||
3.1. | Ощущения: виды ощущений, свойства ощущений. Восприятие: формы, свойства; ошибки и виды восприятия. Предствление, особенност представления и его развитие. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Внимание: виды и свойства внимания. Память: виды памяти. Основные характеристики, процессы и механизмы памяти. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Мышление: стадии развития мышления. Логика и эмоции в процессе мышления: логические операции, формы логического мышления. Интеллект: природа интеллекта. Основные качества интеллекта. Творчество и творческое мышление. Воображение: виды воображения. Связь воображения и творческого мышления. Функции воображения | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Когнитивные психические поцессы | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.5. | Эмоциональные психические процессы | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.6. | Классификация ощущений по И. Шеррингтону. Многофакторная модель интеллекта Л. Терстоуна. Структурная модель интеллекта Дж. Гилфорда. Чтение текста (учебника и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций. | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.7. | Психология речи. Общая характеристика речи. Функции речи. Компоненты содержания речи. Психология речевого высказывания. Основные виды речи и психология ее понимания. Регуляторные психические процессы: эмоции, воля. Общая характеристика эмоций. Виды эмоций. Понятие об эмоциональном стрессе и фрустрации. Теории эмоций. Понятие о воле. Волевые качества личности. Теории воли. Структура волевого действия. Развитие воли у человека. | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Личность как предмет психологического познания. | ||||||
4.1. | Индивид и индивидуальность. Личность: ее структура и проявления. Современные теории личности. | Лекции | 3 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Мотив и мотивация. Потребност Характер и личность: сходство и различие. Типология характеров. Акцентуация характера. Способности. Личность как субъект сознания и самосознания. | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Мотив и мотивация,потребности. Темперамент и его свойства. Типология характеров. Акцентуация характера. Способности. | Лекции | 3 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.4. | Виды потребностей по А. Маслоу. Теория потребностей по Л.С. Выготскому. Схема типов нервной деятельности по И.П. Павлову. Характеристика типов темперамента. Типы темперамента. | Сам. работа | 3 | 12 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы. | ||||||
5.1. | Проблема феномена общения в психологической науке | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 | |
5.2. | Межличностные отношения и взаимодействия | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
5.3. | Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
5.4. | Психология общения. Установки в общении. | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
5.5. | Межгрупповые отношения и взаимодействия. Феномен групповых процессов в больших и малых группах. | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические подходы к пониманию личности в современной зарубежной психологии. Осмысление и концептуальные модели личности в отечественной психологии. Определение личностной типологии в концепции К. Юнга. Социально-психоаналитический подход к пониманию человека в индивидуальной психологии А. Адлера. Понятие человеческого характера и основ человеческого бытия в концепции Э. Фромма. Специфика и значение материнской и отцовской любви в становлении личности человека и определении его жизненного сценария. Способности человека к любви как проявление высших гуманистических начал личности. Факторы развития способности к подлинной любви. Система ценностных ориентаций как фундаментальная характеристика личности человека. Источники и закономерности формирования ценностей у человека. Проблемы субъектности, самостоятельности и личностной свободы современного человека. Формы ухода от свободы и поиск зависимостей. Современные взгляды на проблему аддиктивности (зависимого поведения). Возможности профилактики зависимостей на уровне личности, семьи, общества. Компьютерная зависимость у детей и взрослых: психологические механизмы и социальные проблемы. Типология и характеристика человеческих отношений. Динамика человеческих отношений в постиндустриальном мире и мире виртуальных технологий: современное состояние и перспективы. В билетах предусмотрено два вопроса и одно практическое задание. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Контроль основных понятий Контрольная работа психологических понятий: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души), психика, поведение и деятельность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное в психике человека. Рефераты 1. Этапы развития личности в психологии(возрастная периодизация). 2. Воля: ее значение в развитии личности. 3. Проблема взаимосвязи речи и мышления. 4. Эмоции: классификации и проявления. 5. Потребности и мотивы. 6. Психология большой группы. 7. Социально-психологический статус личности в группе и его определение. 8. Интеллект и интеллектуальные способности. 9. Понятие о психической норме и патологии. 10. Акцентуации характера. 11. Конфликты в группе: формы проявления. Практические задания: 1. Составление планов-конспектов уроков и внеклассных мероприятий. 2. Составление инструкций для детей 6-10 лет "Один дома", "Один на улице", "Один в общественном транспорте". 3. Подготовка анализа видеоурока. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Немов Р.С. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ III В 2 КН. КНИГА 1. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Елисеев О. П. | ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Эксакусто Т. В. | Основы психологии делового общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Южного федерального университета, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Виртуальная библиотека по психологии [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm. | |||
Э2 | 2. Библиотека по педагогике [Электрон.ресурс].-Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/index.shtml | |||
Э3 | 3. Коллекция: история образования [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://museum.edu.ru/ | |||
Э4 | 4. Практическая психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psynet.narod.ru/main.htm | |||
Э5 | 5. Психея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psycheya.ru | |||
Э6 | Курс в Moodle "Психология / Основы психологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Базы данных: ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru Интернет-ресурсы: 1.www.voppsy.ru - Сайт журнала «Вопросы психологии», архив публикаций за 1980-1995г., аннотации публикаций до 2005г.. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. бсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине. |