МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы психологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп, Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Основы психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 г. № 1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия;
развитие психологической компетенции;
формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о психологии как особой науке, изучающей психический мир личности;
структуру современной психологии, ее базовые категории и понятия и степень изученности психических явлений, проблемы развития психики современного человека;
об основных психических процессах, свойствах и состояниях личности;
о межличностных и межгрупповых отношениях и взаимодействиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить анализ литературы по вопросам психологических особенностей личности и малых групп;
выявлять действие основных механизмов функционирования познавательных, эмоциональных и волевых процессов человека;
отличать формирование и развитие, самосовершенствование индивидуально-психологических черт личности;
проводить общепсихологический анализ психических явлений и психологических фактов;
предвидеть и преодолевать сложности, которые могут возникнуть в процессе межличностного восприятия, коммуникации, взаимодействия с другими людьми.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к самоорганизации и самообразованию.
способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Сам. работа 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Мозг и психика Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Сознание. Соотношение сознательного и бессознательного. Сам. работа 2 5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Память как процесс отражения прошлого опыта Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Психология мышления и воображения Сам. работа 2 5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Психологические особенности измененных состояний сознания человека Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Приемы тренировки внимания Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Психологическое воздействие цвета и формы на эмоциональные и волевые состояния человека Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.5. Эмоции и чувства Сам. работа 2 21 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Психология личности
5.1. Темперамент как динамическая характеристика личности Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Диагностические возможности и ограничения исследования индивидуально-психологических особенностей личности Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Теории темперамента Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Характер: общее представление Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Общение и речь Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Межличностные отношения и взаимодействия Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Психология малых групп Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Межгрупповые отношения и взаимодействия Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Понятие научной и житейской психологии.
Современные психологические школы: психоанализи, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальт-психология.
Понятие о методах психологии.
Психология человека и животных.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Основные этапы становления психологии.
2. Выдающиеся психологи, на примере 5 ученых.
3. Психофизические эксперименты исследования ощущений.
4. Приемы развития памяти человека.
5. Развитие памяти в фило- и онтогенезе.
6. Мнемические приемы тренировки памяти человека.

5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/409995
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6B9CA1C5-2CD1-4553-B71C-BEECC034E904
Л2.2 Лебедев А.Н. ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D7E17A1B-DBDD-4BD4-9ACD-C00B557D3AA4
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система издательства "Лань" https://e.lanbook.com/
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4549
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.