МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методологические основы социально-реабилитационных технологий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 119
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
;к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методологические основы социально-реабилитационных технологий

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 20.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2017-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 20.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение методологических основ социальной реабилитации и формирование представления о значении реабилитации в жизни общества
освоение сущности содержания основных видов социально-реабилитационных технологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.категориальный аппарат, преподаваемой дисциплины;
теоретико-методологические основы реабилитации граждан;
значимость социальной реабилитации для развития общества;
3.2.Уметь:
3.2.1.описать сущность основныз видов, форм реабилитации граждан
аналзировать ситуации клиентов, с с точки зрения проведения реабилитационных мероприятий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разработки проекта - программы реабилитации граждан;
использования креативных технологии в процессе социальной реабилитации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы технологий социальной реабилитации
1.1. История развития и становления реабилитациионной деятельности, понятие "социальная реабилитация" Лекции 3 0 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. История развития и становления социально- реабилитационной деятельности, понятие "социальная реабилитация" Практические 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. История развития и становления социально-реабилитационной деятельности, понятие "социальная реабилитация" Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Теоретико-методологические основы социальной реабилитации граждан: цели, задачи, принципы, направления Лекции 3 0 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Теоретико-методологические основы социальной реабилитации граждан: цели, задачи, принципы, направления Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Теоретико-методологические основы социальной реабилитации граждан: цели, задачи, принципы, направления Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Понятие технологий социальной работы: понятие, виды, сущность Лекции 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Понятие технологий социальной работы: понятие, виды, сущность Практические 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Понятие технологий социальной работы: понятие, виды, сущность Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Реабилитационное пространство, целевые группы реабилитации, объекты и субъекты, методы реабилитационной деятельности Лекции 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Реабилитационное пространство, целевые группы реабилитации, объекты и субъекты, методы реабилитационной деятельности Практические 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Реабилитационное пространство, целевые группы реабилитации, объекты и субъекты, методы реабилитационной деятельности Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Социальная ситуация гражданина как основа разработки программы реабилитации Лекции 3 0 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.14. Социальная ситуация гражданина как основа разработки программы реабилитации Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.15. Социальная ситуация гражданина как основа разработки программы реабилитации Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Раздел 2.Социальная реабилитация различных групп населения
2.1. Социально-трудовая, профессиональная реабилитация различных групп населения Лекции 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Социально-трудовая, профессиональная реабилитация различных групп населения Практические 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Социально-трудовая, профессиональная реабилитация различных групп населения Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Социально-медицинская реабилитация различных групп населения Лекции 3 0 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Социально-медицинская реабилитация различных групп населения Практические 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Социально-медицинская реабилитация различных групп населения Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Социально-культурная и социально-педагогическая реабилитация различных групп населения Лекции 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Социально-культурная и социально-педагогическая реабилитация различных групп населения Практические 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Социально-культурная и социально-педагогическая реабилитация различных групп населения Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Социально-психологическая реабилитация населения. Креативные технологии реабилитации различных групп населения Лекции 3 0 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Социально-психологическая реабилитация населения. Креативные технологии реабилитации различных групп населения Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.12. Социально-психологическая реабилитация населения. Креативные технологии реабилитации различных групп населения Сам. работа 3 7 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Социальная реабилитация как технология социальной работы.
2. Социальная реабилитация: цели, задачи, принципы
3. Объекты социально-реабилитационной деятельности
4. Функции социальной реабилитации
5. Взаимодействие специалиста по социальной работе с другими специалистами в процессе социальной реабилитации
6. Исторические предпосылки развития и становления социальной реабилитации как технологии помощи клиенту
7. Групповые и индивидуальные формы социальной реабилитации
8. Программа реабилитации: сущность, особенности разработки
9. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной диагностики
10. Взаимосвязь социальной реабилитации и профилактики
11. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной адаптации
12. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной терапии
13. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной экспертизы
14. Социально-культурная реабилитация: сущность, цели, задачи
15. Социально-бытовая реабилитация: сущность, цели, задачи
16. Социально-медицинская реабилитация: сущность, цели, задачи
17. Социально-психологическая реабилитация: сущность, цели, задачи
18. Субъекты социальной реабилитации
19. Реабилитационное пространство: понятие и роль в процессе реабилитации
20. Реабилитационный прогноз
21. Реабилитационный потенциал
22. Индивидуальная реабилитация: сущность, особенности применения
23. Групповая реабилитация: сущность, особенности применения
24. Креативные технологии реабилитации: сущность, специфика использования
25. Методы игровой терапии
26. Сказкотерапия: сущность, специфика применения
27. Танцетерапия: сущность, специфика применения.
28. Гарденотеряпи: сущность, специфика применения
29. Музыкотерапия: сущность, специфика применения
30. Технологи арт-терапии в работе с клиентами
31. Тестоплатика: сущность, особенности использования
32. Изо - технологии: сущность, цель, особенности применения
33. Характеристики основных субъектов социальной реабилитации
34. Медико-социальная экспертиза в социальной реабилитации человека
35. Профессиональная и трудовая реабилитация
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общей редакцией: Валеева Н.Ш. Адаптация и реабилитация в социальной работе: учебное пособие: Казань: КНИТУ, 2011, biblioclub.ru
Л1.2 Оганян, К. М. Социальные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/A117A696-BC96-4621-8BCF-E2CFE8D2A622
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. Технология социальной работы : учебник для бакалавров М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Лань "http://e.lanbook.com/, 2019 www.biblio-online.ru/book/7776AC04-8E1A-4EFD-B63D-B60604EC6BF3.
Л2.2 Комплексная реабилитация больных и инвалидов : рабочая тетрадь для практических занятий: учебно-методическое пособие: Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Хорошилова Л. С. Социальная реабилитация: курс лекций: Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.aksp.ru/docs/]
Э2 РУТВ.Золото нации. [Режим доступа:http://rutv.ru/brand/show/id/13435]
Э3 Сайт АНО" Больничные клоуны". [Режим доступа:http:// www.medclown.ru]
Э4 Сайт Фонд помощи хосписам Вера. [Режим доступа:http: // www.hospicefund.ru/manual/]
Э5 Сайт Консультант плюс http://www.consultant.ru
Э6 сайт Научной электронной библиотеки Elibrary.ru. Режим доступа:http:// elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.