МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы супервизии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. соц. наук, доцент, Васильева Е.В.

Рецензент(ы):
к. соц.наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы супервизии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.соц.н., доцент С.Г. Чудова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой к.соц.н., доцент С.Г. Чудова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений у обучающихся о формах и методах профессионального сопровождения деятельности специалистов по социальной работе, профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости и «вырождения» личности специалиста. Выработка навыков профессиональной рефлексии и аутосупервизии. Развитие аутоидентичного профессионального стиля.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.симптомы возникновения и развития синдромов профессионального выгорания и хронической усталости, признаки процессов «вырождения» специалиста и его личности; способы прогностической оценки степени дестабилизирующего влияния профессиональ-но-личностных деформаций специалиста на качество оказания услуг
3.2.Уметь:
3.2.1.применять в профессиональной деятельности навыки профессиональной рефлексии
- использовать приемы аутосупервизии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.правилами и технологиями организации супервизии в системе профессионального сопровождения деятельности социальных работников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в социальной работе
1.1. Супервизия – система профессионального сопровождения деятельности специалиста по социальной работе Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Синдромы эмоционального выгорания и хронической усталости Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Симптомы «вырождения» (burnout) личности специалиста по социальной работе Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Аутосупервизия (self-supervision) и самоменджмент (self-management) Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Дефиниции супервизии Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Функции супервизии Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Формы супервизии Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
1.9. Синдром хронической усталости (СХУ) Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
1.10. Задачи супервизии в превенции и коррекции синдромов СЭВ и СХУ Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
1.11. Задачи супервизии в превенции и коррекции синдромов СЭВ и СХУ Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
1.12. «Личность профессионала» и «профессиональная личность» Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
1.13. Профессиональная деятельность – фактор снижения личности (burnout) Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
1.14. Снижение личности специалиста и процессы взаимовлияния в континууме «личность – профессия – личность …» Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
1.15. Формы рефлексивных навыков и умений специалиста по социальной работе Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
1.16. Аутосупервизия (self-supervision) Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
1.17. Векторы рефлексии в рамках супервизионной практики в социальной работе Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
1.18. Самоменджмент (self-management) Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
1.19. Нормативное, правовое и этическое сопровождение и легитимизация супервизии Сам. работа 8 6 Л2.1, Л1.1
1.20. Содержательные, формальные и субъективные ограничения и ресурсы супервизионной деятельности и ее субъектов Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
1.21. Квалификационная характеристика супервизора: попытка адаптации зарубежного опыта в России Сам. работа 8 4 Л2.1, Л1.1
1.22. Ошибки супервизии: ошибки супервизора, ошибки супервизируемого Сам. работа 8 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История возникновения институции «помощи, оказывающим помощь» (Ювенал).
2. Супервизия в образовательном процессе – Й. Вольпе.
3. Супервизия в социальной работе – Й. Кэнфер.
4. Балинтовские группы и коучинг – родственные супервизии активности.
5. Система развития, обучения и супервизии в психологических практиках.
6. Нормативное, правовое и этическое сопровождение и легитимизация супервизии.
7. Институциональные требования супервизии.
8. Содержательные, формальные и субъективные ограничения и ресурсы супервизионной деятельности и ее субъектов.
9. Супервизия в образовательном процессе: сопровождение процесса профессионализации
10. Квалификационная характеристика супервизора: попытка адаптации зарубежного опыта в России.
12. Требования, предъявляемые к личности супервизора: тропность личности и профессии.
13. Роли супервизора: эксперт, консультант, учитель, фасилитатор. Ролевые ожидания.
14. Особенности супервизионных отношений: отличия от родственных активностей - психотерапии и консультирования.
15. Правила построения содержательных и формальных отношений в супервизии.
16. Организационные технологии супервизии.
17. Содержательные технологии супервизии.
18. Техники супервизии в контексте бихевиорально-когнитивной методологии.
19. Правовые, этические, личностные и технологические ограничения супервизии.
20. Ошибки супервизии: ошибки супервизора, ошибки супервизируемого.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Определения супервизии в социальной работе
2. Функции супервизии в социальной работе: обучающая и поддерживающая
3. Функции супервизии в социальной работе: административная и экспертная
4. Формы супервизии в социальной работе: индивидуальная и индивидуальная в группе
5. Формы супервизии в социальной работе: групповая и командная супервизия
6. Определение и индикаторы синдрома эмоционального выгорания
7. Определение и индикаторы синдрома хронической усталости
8. Основные задачи супервизии в превенции синдромов эмоционального выгорания и хронической усталости
9. Основные задачи супервизии в коррекции синдромов эмоционального выгорания и хронической усталости
10. Симптомы «вырождения» (burnout) личности специалиста по социальной работе
11. Профессиональная деятельность как фактор снижения личности (burnout) специалиста по социальной работе
12. Рефлексивность и рефлексивные способности как ресурсы развития и сохранности субъекта социальной работы
13. Формы рефлексивных навыков и умений специалиста по социальной работе
14. Векторы рефлексии в рамках супервизионной практики в социальной работе
15. Аутосупервизия (self-supervision) в социальной работе
16. Самоменджмент (self-management) в социальной работе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Залевский Г.В. Психологическая супервизия: учеб. пособие Томск: [ТМЛ-Пресс], 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Кулаков Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии: практикум СПб.: Речь, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.