МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология здоровья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 14 6 14
Сам. работа 94 99 94 99
Часы на контроль 4 27 4 27
Итого 108 144 108 144

Программу составил(и):
доцент, Казанцева Анастасия Борисовна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются практическое освоение основных методов восстановительного обучения больных с поражениями головного мозга различного генеза, выявление нейропсихологических синдромов с указанием сохранных функций, с целью дальнейшего написания программы коррекционной и восстановительной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПСК-1: готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методологию и теоретические основы нейропсихологической реабилитации ВПФ
Специфику нейропсихологической реабилитации и ее место в комплексной реабилитации больных с локальными поражениями мозга
Технологии и техники восстановительного обучения больных с нарушениями речи, интеллектуальной деятельности и когнитивных процессов
Основные методы патопсихологической диагностики
Основные методы нейропсихологической диагностики
Основы клинической психологии
Системный и уровневый подход к анализу нарушений ВПФ, роль личности в формировании и преодолении дефекта
Теоретические концепции нейропсихологической реабилитации больных с локальными поражениями мозга
Закономерности нарушения высших психических функций при поражении мозга, имеющих разную природу
Основные принципы психотерапии, психокоррекции
Основные принципы восстановительного обучения
Методы и методики восстановительного обучения
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в теоретическом, концептуальном аппарате и основных направлениях нейропсихологической реабилитации
Разрабатывать пути нейропсихологической реабилитации нарушенных функций пациента
Формировать индивидуальную программу реабилитации нарушенных ВПФ при различной мозговой патологии
Формулировать цели, задачи и гипотезы пмихологического исследования
Устанавливать продуктивный контакт и пациентом и членами его социвальных сетей
Составлять рекомендции для оптимизации качества жизни пациентов
Проводить нейропсихологическую диагностику и писать адекватное нейропсихологическое заключение с квалификацией дефекта и указанием локализации поражения
Дифференцировать нейропсихологические симптомы нарушений ВПФ и определять адекватные методы преодоления дефекта
Обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе определенных систем мозга
По результатам нейропсихологического заключения выстраивать программу реабилитации
Составлять рекомендации для занятий пациентов после прохождения индивидуальной программы реабилитации
Составлять рекомендации родственникам больных по эффективному общению с пациентами и их дальнейшей ребилитации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Знаниями о роли личности в формировании и преодолении дефекта
Методами восстановительного обучения больных с нарушениями ВПФ
Представлениями о возможных путях восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга, как в историческом, так и в современном аспектах
Навыками проведения психологического исследования
Знаниями и классическиз подходах к оценке качеству жизни пациентов
Знаниями по восстановлению нарушенных функций у пациентов
Знаниями о научных основах восстановительного обучения
Теоретико-методическими принципами восстановительного обучения
Знаниями о составлении программы восстановительного обучения
Навыками написания коррекционных програм по восстановлению нарушеннных ВПФ
Навыками написания рекомендация для самостоятельных занятий пациента
Знаниями о составлении программы восстановительного обучения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нейропсихологические основы восстановительного обучения.
1.1. Предмет, задачи, принципы восстановительного обучения. Лекции 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Научные основы восстановительного обучения. Лекции 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Групповые и индивидуальные методы восстановления ВПФ. Практические 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Восстановление ВПФ при нейропсихологических синдромах поражения задних отделов головного мозга.
2.1. Методы восстановления речи при афазии Практические 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Методы восстановительной работы при нарушениях зрительных и слуховых функций. Сам. работа 3 20 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Методы восстановительной работы при нарушениях кожно-кинестетических функций. Сам. работа 3 20 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Нарушение и восстановление счета при теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга (первичная акалькулия)и лобной акалькулии Сам. работа 3 10 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. Разработка и практическая реализация реабилитационных программ по восстановлению нарушенных фунций при поражении задних отделов головного мозга Сам. работа 3 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Восстановление ВПФ при нейропсихологических синдромах поражения передних отделов головного мозга.
3.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии. Практические 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Методы восстановления речи при динамической афазии. Сам. работа 3 14 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Разработка и практическая реализация реабилитационных программ по восстановлению нарушенных фунций при поражении передних отделов головного мозга Сам. работа 3 13 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Восстановление ВПФ при поражении срединных неспецифических структур.
4.1. Методы и приемы восстановительного обучения памяти Практические 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.2. Методы и приемы восстановительного обучения внимания Практические 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.3. Методы диагностики и восстановления мыслительной деятельности Практические 3 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.4. Разработка и реализация программ по восстановлению нарушенных функций при поражении срединных неспецифицеских структур головного мозга Сам. работа 3 14 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.5. Экзамен Экзамен 3 27 ПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену.
1. Научные основы восстановительного обучения.
2. Принципы восстановления ВПФ.
3. Клинико-психологические методы диагностики локально-органических поражений.
4. Групповые методы восстановления ВПФ.
5. Синдромы нарушения речи.
6. Эфферентная моторная афазия. Восстановление речи при эфферентной моторной афазии.
7. Динамическая афазия. Восстановление речи при динамической афазии.
8. Сенсорная афазия. Восстановление речи при сенсорной афазии.
9. Акустико-мнестическая афазия. Восстановление речи при акустико-мнестической афазии.
10. Семантическая афазия. Восстановление речи при семантической афазии.
11. Нарушение речи при поражениях правого полушария. Методы восстановления.
12. Нарушения движений и действий. Методы восстановления.
13. Аграфия. Методы восстановления. Методы восстановления устной речи.
14. Методы восстановления письменной речи.
15. Нарушения счета. Методы восстановления акалькулии.
16. Нарушения и восстановление счета при различных поражениях головного мозга.
17. Особенности восстановления конструктивной деятельности.
18. Нарушения чтения при локальных поражениях мозга. Методы восстановления.
19. Нарушения ВПФ при очаговых поражениях глубоких структур мозга.
20. Методы восстановления памяти у больных с локальными поражениями
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Общие методы восстановительного обучения и реабилитации больных с локальными поражениями головного мозга.
2. Невербальные методы восстановления ВПФ.
3. Интонационный метод.
4. Метод ритмико-мелодической структуры речи.
5. Метод рисования.
6. Метод введения в контекст.
7. Метод организации деятельности.
8. Аудиовизуальные методики при восстановлении речи.
9. Метод озвученного чтения.
10. Метод просмотра диафильма.
11. Метод «отрицательного подкрепления».
12. Метод активного самостоятельного озвучивания.
13. «Магнитофонный метод».

5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение




Вопросы для коллоквиумов:
1.Понятие реабилитации и нейропсихологической реабилитации.
2.Цели и задачи нейропсихологической реабилитации.
3.Основные методы нейропсихологической реабилитации.
4.Основные пути восстановления ВПФ.
5.Понятие восстановительного обучения.
6.Научные основы нейропсихологической реабилитации.
7.Концепция о развитии ВПФ Л.С.Выготского.
8.Теория о функциональных системах.
9.Теория системно-динамической локализации ВПФ.
10.Принципы восстановительного обучения больных.
11.Групповые и индивидуальные методы восстановления ВПФ.

Примерные тестовые задания
1. В соответствии с классификацией А. Р. Лурия, базирующейся на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует …. форм афазий. (7 форм)
2. К «речевым зонам» относятся средние отделы конвекситальной поверхности коры ……… полушария мозга у правшей. (левого)
3. Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов ……………….. …………. коры левого полушария. (постцентральной извилины).
4. Перечислите афазии, возникающие вследствие по¬ражения эфферентных звеньев ре¬чевой функциональной системы. (эфферентная моторная, динамическая)
5. Поражение задней трети верхней височной извилины (зона Вернике) приводит к распаду «квалифицированного слуха», вследствие чего возникает ……… ……. . (сенсорная афазия)
6. При семантической афазии, нарушено …………. восприятие рече¬вой информации. (пространственное )
7. Зоны коры левого полушария (у правшей), поражение которых при¬водит к той или иной форме афазии, называются ……… ………. (речевые зоны)
8. Важной задачей НПР является …………… воздействие на дефект с помощью специальных методов, а также восстановление …………… ………. ……………… больного. (системное);(личного и социального статуса) .
9. Принципы восстановительного обучения сформулированы на основе идей таких ученых как ……… ………… (Лурия А.Р., Выготский Л.С.)
10. .................. ............. - это избирательное динамическое образование, состоящее из физиологических образований, расположенных в различных частях ЦНС и объединенных одной задачей. (Функциональная система)
11. Выпадение того или иного фактора ведет к ……… ………… всей функции целиком. (системному нарушению)
12. Восстановление ВПФ путем ………………………. позволяет переместить нарушенные функции в сохранные отделы больших полушарий.( викариат)
13. Спонтанное восстановление ВПФ зависит от возраста больного, латерализации, а также ……… ……… ……… (от тяжести, от локализации, от времени)
14. Теория о поэтапном формировании умственных действий используются в обучении больных с трудностями программирования и контроля принадлежит психологу ………… (Гальперину П.Я.)
15. Центральным дефектом при ………………… афазии является нарушение понимания логико-грамматических конструкций. (семантической)
16. Метод ……………… ………………… используется в восстановительной работе больных с нарушением речи и чтения. ( «Озвученного чтения»)
17. ………………… - это приобретенное речевое расстройство вследствие поражения левого полушария.( афазия)
18. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения связно с патологией ……………………… долей. ( лобных)
19. Основная задача ………………….. занятий больных с афазией, это восстановление вербальной и невербальной форм коммуникации. (групповых)
20. ………… ………….. – «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности» (Выготский Л.С.). (письменная речь)
21. В ХIХ веке Х. Джексон писал, что «Speechless it is not wordless» - означает, что безречевой больной - ………………… (не бессловесный)
22. Аграмматизм при афферентной моторной афазии проявляется в …… …… … … …… ….. ( пропусках букв, слогов, предлогов, местоимений, союзов)
23. Первичные нарушения чтения связаны с дефектами …………….. анализа. (оптического)


Практические задачи
Задание 1. Подобрать комплекс методик для восстановления импрессивной речи (стимулирование понимания ситуативной и бытовой речи, стимуляция понимания обиходного пассивного словаря, восстановление фонематического слуха, восстановление понимания значения слова, выработка навыков самоконтроля за собственной речью и т.д.).
Например: СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
1. Стадия грубых расстройств
1. Накопление обиходного пассивного словаря:
- показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам;
- показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);
- показ частей тела на картинке и у себя;
- выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.
2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:
- ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;
- выполнение простых устных инструкций;
- улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.
3. Подготовка к восстановлению письменной речи:
- раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
- ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
- письмо слов, слогов и букв по памяти;
- «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);
- выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.
Задание 2. Подобрать комплекс методик для восстановления экспрессивной речи (растормаживание произвольной стороны речи, стимулирование глобального чтения и письма, стимулирование простых видов коммуникативной речи, восстановление фразовой речи, повышение активности больного, организация произвольного внимания и т.д.).
Например: МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА
1. Стадия грубых расстройств
1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:
- показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», «Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поёт, у кого есть хвост и т.п.»;
- классификация слов по темам (например: «Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;
- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..?»; «Вы живёте в Москве?» и др.
2. Растормаживание произносительной стороны речи:
- сопряжённое, отражённое и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счёт, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с «жёстким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);
- сопряжённое и отражённое произнесение простых слов и фраз;
- затормаживание речевого эмбола путём введения его в слово (та, та..–Тата, так), или во фразу (ма..ма–мама…;это мама).
3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:
- ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;
- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);
- ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста с сопряжённым проговариванием простых слов и фраз.
4. Стимулирование глобального чтения и письма:
- раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);
- письмо наиболее привычных слов–идеограмм, списывание простых текстов;
- сопряжённое чтение простых диалогов.

Задание 3. Составить каталог методов для восстановления зрительного, слухового и тактильного гнозиса (анализ образа, сравнительный анализ образов одного класса с выделением дифференциальных признаков, срисовывание предметных изображений, конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей, узнавание предмета по словесному описанию, смысловое обыгрывание и т.д.).

Задание 4. Разработать комплекс методик для восстановления праксиса (поворот фигуры в пространстве, работа с картой, восстановление способности к симультанному восприятию, выработка умений непосредственной ориентации в пространстве и т.д.).


Задание 5. Разработать комплекс методик для восстановления неспецифических форм нарушений счета (вторичная акалькулия) и при оптической акалькулии (основной механизм, центральная задача, приемы восстановления).

Задание 6. Разработать комплекс методик для восстановления счета при лобной акалькулии (основной механизм, центральная задача, приемы восстановления).

Задание 7. Разработать комплекс методик для восстановления счета при теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга (первичная акалькулия). Методы восстановительного обучения (цели, задачи и основные приемы).

Задание 8. Подобрать комплекс методик для восстановления экспрессивной речи (растормаживание произвольной стороны речи, стимулирование глобального чтения и письма, стимулирование простых видов коммуникативной речи, восстановление фразовой речи, повышение активности больного, организация произвольного внимания и т.д.).
Например: МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА
Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:
- выработка артикуляторных переключений в пределах слога:
с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а»–«у» и т.п.); с различными гласными, в том числе и мягкими; в слогах, например,
- выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем–со сложной звуковой структурой (например, рецепт и т.д.);
- экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой, ритмитизированное произнесение слов и фраз с привлечением внешних опор–отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.
2. Восстановление фразовой речи:
- преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) + Р (предикат); S+Р+О (объект) с привлечением внешних опор–фишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикативного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей;
- преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне: улавливание грамматических искажений–флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических элементов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ простого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций.

Задание 9.Подобрать комплекс методов и методик для восстановления речи при динамической афазии (вербальный и невербальный методы. Первая стадия (метод работы над движениями больного, методы вербализации различных жестов, действий больного, метод игр в шахматы и шашки). Вторая стадия обучения. Восстановление предикативной речи. Третья стадия восстановительного обучения. Метод дополнения фразы до целого. Метод вынесения схемы фразы вовне. Метод серии сюжетных картинок с пропущенным звеном. Восстановление устного активного высказывания на заданную тему).

Задание 10. Разработать комплекс методик для восстановления памяти (модально-специфические и модально-неспецифические методы; запоминание слов, пересказы текстов, запоминание картинок, пересказ с опорой на сюжетную картинку, составление предложение с нарастающей структурой и т.д.).

Задание 11. Разработать комплекс методик для восстановления внимания (модально-специфические и модально-неспецифические методы; нахождение отличий между картинками, «найди ошибку», найти предметы за определенное время, рисование по точкам, штриховка, пазлы и т.д.).

Задание 12. Разработать комплекс методик для восстановления мышления при поражении различных отделов головного мозга (классификация предметов, обобщение в группу, исключение лишнего, проведение аналогий, подбор предметов по образцу и т.д.).


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т. ; Под ред. Ефремовой Г.И. НЕЙРО- И ПАТОПСИХОЛОГИЯ. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/323DA65D-5683-4CA0-AE4B-D522725F8EF5
Л1.2 Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро и патопсихологи: учебное пособие для ВУЗов Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/book/korrekcionnaya-pedagogika-s-osnovami-neyro-i-patopsihologii-420465
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Корсакова Н.К., Московичуте Л.И. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DC111E2A-E964-4BBB-B69B-091EF07F890A
Л2.2 Астапов В. М., Микадзе Ю. В. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ. СТРОЕНИЕ И НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. АТЛАС 9-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/CD198D7D-34DE-4117-AE12-E8EF613784C4
Л2.3 Баулина М.Е. Нейропсихология: учебник ВЛАДОС, 2018 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906992833.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
К основным задачам самостоятельной работы относятся:
1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
2. углубление и расширение теоретических знаний;
3. развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
4. формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
5. использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
• формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
• написание рефератов
• написание творческих работ
• написание контрольных работ
• подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление
• подготовка практических проектов
• подготовка к экзаменам и т.д.
Выполняя самостоятельную работу студент должен:
 освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ГОС СПО) по данной дисциплине.
 планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
 самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
 выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
Самопроверка.
После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также отработки навыков на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, воспроизвести полученные знания в памяти, используя при этом специально разработанные преподавателем задания для самопроверки студентов. В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать психологические задачи или пройти тестирование по пройденному материалу.

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи).
При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.
На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике занятий.
Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию:
1. Проработать конспект лекций;
2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;
3. Ответить на вопросы плана занятия;
4. Выполнить домашнее задание;
5. Проработать тестовые задания и задачи;
6. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
Практические занятия требуют выполнение учебной цели в соответствии с тематическим планированием. Планы практических занятий включают вопросы, выносимые на обсуждение, перечень тем рефератов и докладов к практическим занятиям, требования к оформлению рефератов и докладов и список рекомендуемой литературы.
Работа студентов на практических занятиях складывается из просмотра видеоматериалов больных с поражением ВПФ, обсуждения, выполнения нейропсихологической экспертизы больных с поражением ВПФ с помощью альбома нейропсихологических методик для исследования и восстановления взрослых, написания отчета. Учебный контроль за качеством усвоения материала по каждой изучаемой теме осуществляется в ходе обсуждения на семинарских занятиях заданий, учебных вопросов, докладов, а также с помощью тестовых заданий.
Необходимым при подготовке к практическим занятиям является разработка и апробация коррекционной программы по восстановлению у пациентов нарушенных ВПФ. Структура программы обязательно включает в себя:
1. Характеристика нейропсихологического синдрома, на восстановление которого направлена программа
2. Цель и задачи программы
3. Выборка (на кого направлена)
4. Необходимый для работы стимульный материал
5. Структура занятий с прописанными упражнениями в каждом занятии (обязательно прописывается не менее 7 занятий)
По итогам реализации программы студентом обязательно предоставляется отчет о результатах проведенной работы, о ее эффективности, о тех трудностях, которые возникали в процессе осуществления программы, и о том, какой опыт для себя получил студент.

Методические рекомендации по написанию реферата.
Реферат — письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Содержание реферата должно отражать: знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Студент вправе избрать для реферата и иную тему в пределах программы учебной дисциплины. Важно при этом учитывать ее актуальность, научную разработанность, возможность нахождения необходимых источников для изучения темы реферата, имеющиеся у студента начальные знания и личный интерес к выбору данной темы.
После выбора темы реферата составляется перечень источников (монографий, научных статей, справочной литературы, содержащей комментарии, статистические данные, результаты психологических исследований и т.п.).
Подготовка реферата предполагает хорошее знание студентом материала по избранной теме, а если проблема носит комплексный характер, то и по смежным темам, наличие определенного опыта умелой передачи его содержания в письменной форме, умение делать обобщения и логичные выводы. При этом в одних случаях для подготовки реферата достаточно нескольких источников, в других – требуется изучение значительного числа монографий, научных статей, справочной литературы.
В реферате желательно раскрыть содержание основных концепций, наиболее распространенных позиций ученых, а также высказать свое аргументированное мнение по важнейшим проблемам данной темы. Реферат должен носить творческий, поисковый характер, содержать элементы научного исследования.
Такой направленности письменной работы способствует план реферата. Его должны отличать внутреннее единство глав и параграфов, последовательность и логика изложения материала, смысловая завершенность рассматриваемых вопросов. Свидетельством высокой культуры письменной работы является правильное и грамотное оформление ее текста, непременное указание источников ссылок, авторов научных позиций и цитат, последовательное изложение списка использованной литературы. Обычно реферат состоит из небольшого по объему введения, основной части (один – два параграфа), заключения и списка использованной литературы.
Введение (1-1,5 стр.) предваряет основное исследование избранной темы реферата и служит раскрытию актуальности темы, показу цели и задач, поставленных автором при раскрытии темы реферата.
В основной части автор освещает основные понятия и положения, которые позволяют раскрыть сущность вопросов темы и вытекают из анализа теоретических источников (научной литературы, статей, концепций, точек зрения), документальных источников, материалов практической деятельности.
В заключении (1 – 2 стр.) автор подводит итоги проведенного исследования вопросов темы в соответствии с поставленной целью и заявленными задачами реферата, обобщает заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.

Методические рекомендации для подготовки к экзамену.

Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Основным требованием при подготовке к экзамену является наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо во время ее восстановить, обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. Также при подготовке к экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах). В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом задания и вопросы для самопроверки. Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.