МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Микроэкономика: продвинутый уровень

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильФинансовая экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_01_ФЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Обиремко С.И.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, профессор, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Микроэкономика: продвинутый уровень

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 321

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор социологических наук, профессор Е.Е. Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор социологических наук, профессор Е.Е. Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• усвоение магистрантами актуальных проблем микроэкономической теории;
• формирование у магистров развитого понятийного аппарата;
• анализ закономерностей микроэкономики с помощью математических моделей и методов;
• выработка навыков количественного и качественного анализа взаимосвязей различных аспектов микроэкономи-ки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-9 способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы анализа состояния фирм и других субъектов экономики и современные методы анализа состояния и специфических особенностей осуществления различных вариантов развития агентов рынка
3.2.Уметь:
3.2.1.исследовать закономерности развития экономики субъекта и определять варианты решения их проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными навыками самостоятельного анализа экономической информации о состоянии и динамике развития микроэкономики в условиях противоречивости процессов информационного обеспечения управленческих решений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Поведение потребителей. Рыночный спрос и рыночное предложение
1.1. Поведение потребителей. Рыночный спрос. Лекции 1 0 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Поведение потребителей. Рыночный спрос. Практические 1 0 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.3. Поведение потребителей. Рыночный спрос. Сам. работа 1 16 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.4. Рыночное предложение. Производство. Издержки и прибыль. Лекции 1 0 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.5. Рыночное предложение. Производство. Издержки и прибыль. Практические 1 0 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.6. Рыночное предложение. Производство. Издержки и прибыль. Сам. работа 1 16 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.7. Структура рынка совершенной конкуренции Лекции 1 0 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.8. Структура рынка совершенной конкуренции Практические 1 0 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.9. Структура рынка совершенной конкуренции Сам. работа 1 16 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Взаимодействие спроса и предложения
2.1. Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Лекции 1 0 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Практические 1 0 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.3. Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Сам. работа 1 13 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.4. Рынок несовершенной конкуренции. Лекции 1 0 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.5. Рынок несовершенной конкуренции. Практические 1 0 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.6. Рынок несовершенной конкуренции. Сам. работа 1 8 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Неопределенность и риски на рынке
3.1. Неопределенность и риски на рынке. Лекции 1 1 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Неопределенность и риски на рынке. Практические 1 2 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.3. Неопределенность и риски на рынке. Сам. работа 1 4 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.4. Рынки факторов производства. Лекции 1 1 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.5. Рынки факторов производства. Практические 1 4 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.6. Рынки факторов производства. Сам. работа 1 8 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Экономика благосостояния
4.1. Равновесная экономика. Теория экономики благосостояния. Лекции 1 0 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.2. Равновесная экономика. Теория экономики благосостояния. Практические 1 2 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3
4.3. Равновесная экономика. Теория экономики благосостояния. Сам. работа 1 8 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маховикова Г. А., Переверзева С. В. МИКРОЭКОНОМИКА. ПРОДВИНУТЫЙ КУРС. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Гребенников П. И., Тарасевич Л. С., Леусский А. И. МИКРОЭКОНОМИКА 8-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Розанова Н.М. МИКРОЭКОНОМИКА. РУКОВОДСТВО ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Деньгов В.В. МИКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. Т.2. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. РАВНОВЕСИЕ. ЭКОНОМИКА РИСКА 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Деньгов В.В. МИКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. Т.1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ТЕОРИЯ ФИРМЫ. ТЕОРИЯ РЫНКОВ 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э2 Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Э3 Европейский союз – http: //europa.eu.int
Э4 Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Э5 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э6 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.consultant.ru
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru/
5. Юрайт https://www.biblio-online.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.