МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Качественные и количественные методы в психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 9,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д-р наук, завкаф, Каширский Д.В.

Рецензент(ы):
канд.наук, доц., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Качественные и количественные методы в психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2015 № 1043 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений магисторов об алгоритмах взаимопревращении качественных и колличественных методов в процессе получения психологического знания
Задачи:
1.Дать представление о специфике качественного и количественного подходов в психологическом исследовании
2. Дать представление об особенностях использования качественных методов в различных видах деятельности практического психолога.
3. Отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов.
4. Способствовать развитию навыков наблюдательности, коммуникативной грамотности, самопонимания, самопознания и прочих рефлексивных способностей как профессионально важных качеств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-3 способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.алгоритм формирования исходного множества признаков
«направленное фантазирование» как диагностический метод в психологическом консультировании
базовые концепции психосоматических нарушений
базовые поведенческие и деятельностные индикаторы нейропсихологических нарушений
стандартизированные тесты психологической диагностики личностный качеств психический свойств и состояний
базовые теории личности
содержание герменевтического подхода в психологии
значимые признаки при анализе невербального поведения
значимые признаки при анализе тела человека как объекта наблюдения, с целью получения психологически значимой информации
иметь представление о субъектном, объектном отношении психолога к клиенту, как факторе, влияющем на результат взаимодействия с клиентом
критерии научности наблюдения
критерии эффективности деятельности психолога
культурологические основания и психологическую интерпретацию образов и символов, используемых в психологическом консультировании
метод анализа ранних детских воспоминаний
метод контент-анализа
нарратив клиента, его функции для клиента и психолога, способы работы с ним
национально-культурные аспекты невербальной коммуникации.
область применения биографического метода в психологическом исследовании
опорные психодиагностические моменты при использовании метода наблюдения в клинической практике
опорные психодиагностические моменты при психологическом анализе рисунка
основные приемы и требования к ведению беседы в психологической практике
принципы анализа речи человека
содержание метода наблюдения и его взаимодействия в системе других методов психологии
содержание стандартизированных тестов психологической диагностики личностных качеств, психических свойств и состояний
структуру автобиографической памяти
структуру опросников для первичного интервью
типы баз данных, откуда могут быть почерпнута и информация
трактовку базовых архетипов юнгиантской психологии
требования к составлению анкеты
уровни психодиагностического исследования человека
факторы риска развития психических заболеваний в онтогенезе
экспертный опрос: цель, область применения, принципы отбора экспертов
этические требования к работе психолога
Способы взаимного обогащения, взаимопревращения данных, полученных с помощью качественных и количественных методов
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать невербальное поведение человека
анализировать речевое поведение человека
анализировать свою деятельность (рефлексировать область знания- незнения, определять пути повышения своей компетенции)
выбирать тестовые стандартизированные методики для проверки/уточнения данных полученных путем качественных исследований
выдвигать гипотезу исследования,
выделять главную мысль в прочитанном тексте,
выделять и анализировать информационно значимые признаки во внешности и поведении человека в контексте его психологического и психического здоровья
выделять и анализировать психологически информационно значимые признаки во внешности человека в контексте формирования его предварительного психологического портрета
выделять объект и предмет исследования,
делать выводы, опираясь на полученные данные,
идентифицировать эмоциональное состояние (тревога, страх, спокойствие, доверие, тревога и пр.) клиента исходя их данных наблюдения
иметь навыки поиска и анализа информации, необходимой для интерпретации результатов исследований,
использовать методы научного познания: анализ, синтез, аналогию
использовать современные мульти коммуникационные технологии для поиска информации
определять взвешенную значимость признаки или индикатора в общей массе фиксируемых данных
определять и формулировать задачи, требующие междисциплинарного подхода
ориентироваться в многообразии этнокультур, религий, мифологии
отбирать значимые признаки в процессе наблюдения
провести сравнительная характеристика качественного и количественного подхода в психологическом исследовании.
проводить наблюдение за речью, мимикой, иными продуктами деятельности человека
проводить психологический анализ авторского текста
проявлять эмпатию (понимать состояние человека, через эмпатическое сопереживание)
работать в сети интернет,
работать с разными типами литературы,
различать признаки и индикаторы
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
составить анкету для выявления отклонений в психологическом онтогенезе человека
составлять анкету в соответствии с конкретной целью исследования,
составлять предварительный психологический портрет человека, опираясь на визуальное наблюдение за мимикой, жестами, одеждой
составлять программы наблюдения
толерантно относится к разным этнокультурам и религиям
формулировать гипотезы,
формулировать вопросы для респондента
идентифицировать запрос клиента
формулировать цель исследования
выбирать методы адекватные целям, задачам, гипотезам исследования
формулировать алгоритм анализа полученных данных

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
владением приёмами действий в нестандартных ситуациях,
эвристическими методами решения проблем.
умением отличать факты от домыслов,
владение измерительными навыками,
использование вероятностных, статистических и иных методов познания
навыками организации и проведения различных форм опроса (анкетирование, беседа, глубинное интервью)
метод анализа ранних детских воспоминаний
метод контент-анализа
биографическим методом
методом наблюдения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Индивидуальность и проблема ее психологического описания и диагностики Лекции 2 2 Л1.5
1.2. Индивидуальность и проблема ее психологического описания и диагностики.Взаимоотношение между различными состояниями, уровнями психики, внешне наблюдаемым поведением и субъективной реальностью. Герменевтический метод в психологии. Практические 2 2 Л1.4
1.3. Индивидуальность и проблема ее психологического описания и диагностики. Сам. работа 2 4 Л1.3, Л1.6
1.4. Взаимоотношение между различными состояниями, уровнями психики, внешне наблюдаемым поведением и субъективной реальностью. Сам. работа 2 4 Л1.1
1.5. Герменевтический метод в психологии Сам. работа 2 4 Л1.3, Л2.2, Л1.1
1.6. "Напраленное фантазирование" диагностические и терапевтические возможности Практические 2 2 Л1.3
1.7. "Напраленное фантазирование" диагностические и терапевтические возможности Сам. работа 2 2 Л1.3
1.8. Образы и символы в психологическом консультировании Практические 2 4 Л1.8
1.9. Образы и символы в психологическом консультировании Сам. работа 2 2 Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.6, Л2.7
1.10. Использование метода наблюдения в психологическом исследовании Лекции 2 2 Л2.5, Л2.4
1.11. Применение метода наблюдения в различныых аспектах психологических практик Практические 2 4 Л2.5, Л1.7
1.12. Использование метода наблюдения в психологическом исследовании Сам. работа 2 4 Л2.5, Л2.4, Л1.7, Л1.2
1.13. Составление психологического портерта методом наблюдения Сам. работа 2 4 Л2.5, Л1.2
1.14. Составление программы наблюдения Сам. работа 2 4 Л2.4, Л1.2
1.15. Вербально-коммуникативные методы в психологическом исследовании Лекции 2 2 Л1.6, Л1.1
1.16. Вербально-коммуникативные методы в психологическом исследовании,беседа и опрос в психологическом исследовании Практические 2 4 Л1.6, Л2.1, Л1.1
1.17. Состаление анкеты для глубииного интервью по произвольной теме Сам. работа 2 4 Л1.6, Л2.2
1.18. Анализ ранних детских воспоминаний Сам. работа 2 4 Л1.4
1.19. Анализ индивидуального биографического нарратива Сам. работа 2 4 Л1.4, Л2.9, Л2.8, Л2.1
1.20. Способы взаимного обогащения, взаимопревращения данных, полученных с помощью качественных и количественных методов Практические 2 2 Л1.7, Л1.2
1.21. Подбор стандартизированных психологических тестовых методик для эмпирической операционализации признаков, выявленных в процессе наблюдения, анализа продуктов деятельности человека Сам. работа 2 8 Л2.3, Л1.7, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. алгоритм формирования исходного множества признаков
2. «направленное фантазирование» как диагностический метод в психологическом консультировании
3. базовые концепции психосоматических нарушений
4. базовые поведенческие и деятельностные индикаторы нейропсихологических нарушений
5. стандартизированные тесты психологической диагностики личностный качеств психический свойств и состояний
6. базовые теории личности
7. содержание герменевтического подхода в психологии
8. значимые признаки при анализе невербального поведения
9. значимые признаки при анализе тела человека как объекта наблюдения, с целью получения психологически значимой информации
10. иметь представление о субъектном, объектном отношении психолога к клиенту, как факторе, влияющем на результат взаимодействия с клиентом
11. критерии научности наблюдения
12. критерии эффективности деятельности психолога
13. культурологические основания и психологическую интерпретацию образов и символов, используемых в психологическом консультировании
14. метод анализа ранних детских воспоминаний
15. метод контент-анализа
16. нарратив клиента, его функции для клиента и психолога, способы работы с ним
17. национально-культурные аспекты невербальной коммуникации.
18. область применения биографического метода в психологическом исследовании
19. опорные психодиагностические моменты при использовании метода наблюдения в клинической практике
20. опорные психодиагностические моменты при психологическом анализе рисунка
21. основные приемы и требования к ведению беседы в психологической практике
22. принципы анализа речи человека
23. содержание метода наблюдения и его взаимодействия в системе других методов психологии
24. содержание стандартизированных тестов психологической диагностики личностных качеств, психических свойств и состояний
25. структуру автобиографической памяти
26. структуру опросников для первичного интервью
27. типы баз данных, откуда могут быть почерпнута и информация
28. трактовку базовых архетипов юнгиантской психологии
29. требования к составлению анкеты
30. уровни психодиагностического исследования человека
31. факторы риска развития психических заболеваний в онтогенезе
32. экспертный опрос: цель, область применения, принципы отбора экспертов
33. этические требования к работе психолога
34. Способы взаимного обогащения, взаимопревращения данных, полученных с помощью качественных и количественных методов
Задания:
1.составление анкеты для глубинного интервью с учетом запроса клиента(потенциального), факторов риска в индивидуальном онтогенезе, базовых теорий личности и концепций психосоматических нарушений и пр.
2. составление системного психологического портрета человека (программы) методом наблюдения, включая письменную, устную реч, результаты деятельности, внешность и пр.
3.Построение системы признаков и их эмпирических индикаторов для анализа тематического нарратива клиента (рисунка, рассказа)и установление валидности посредством стандартизированных тестовых методик.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные задания для самостоятельной работы
1. Подобрать рисунки, фотографии людей отличающихся различным типом телосложения, принадлежащих к разным расам, разного возраста. Выделить общие и характерные признаки.
2. Подобрать фотографии человека в разные возрастные периоды и выделить признаки возрастных изменений. Составить по ним психологический портрет личности.
3. Подобрать изображения поз, мимики, жестов с тем, чтобы предложить участникам практикума «прочитать» их.
4. Провести физиогномический анализ известных российских политиков.
5. Провести операционализацию двух связанных психологических переменных и составить на них карточки наблюдения.
6. Составить программу наблюдения и реализовать ее на практике.
7. Определить доминирующую модальность восприятия партнера.
8. Составить текст, используя предикаты только одной модальности, разных модальностей.
9. Подберите индивидуальный комплекс артикуляционных, дыхательных упражнений для совершенствования техники речи.
10. Разработать анкету для студентов-психологов на тему «Отношение к выбранной профессии» и реализуйте ее.
11. Подберите для младших школьников скороговорки на все группы звуков.
12. Провести самостоятельный графологический анализ почерка (Д.М. Зуев-Инсаров)
13. Провести самостоятельный графологический анализ почерка (Д. Сара)
14. Подобрать серию образцов почерка с различными выраженными графологическими признаками.
15. Напишите творческую работу по теме (1-2 стр.) согласно формуле «Жизнь больше всего похожа на …, потому…».
16. Используя метод контент-анализа типологизируйте представления студентов психологов о жизни (по результатам их творческих работ).
17. Составьте программу анализа авторского текста известного писателя и проанализируйте его.
18. Напишите автобиографию.
19. Проанализируйте чужую автобиографию, используя биографический метод.
20. Проведите опрос кого-либо по сценарному опроснику М.Е. Литвака. Проанализируйте результат.
21. Провести с одним и тем же человеком несколько проективных (желательно разнотипных) методик и сопоставить результаты.
22. Проанализируйте тематический детский рисунок.

Примерные задания для докладов / рефератов

1. Герменевтический метод в психологии.
2. Понимание и интерпретация в психологическом исследовании.
3. Возможность эмпирического описания психологических переменных.
4. История развития наблюдения как способа познания.
5. Сравнительный анализ качественных методов психологических исследований.
6. Аутогенная тренировка как средство повышения эффективности метода самонаблюдения.
7. Наблюдение в деятельности специалистов в системе «человек – человек».
8. Трансформация оценочных критериев «нормы» в психологии.
9. Установка восприятия.
10. Психологические концепции возникновения эндокринных патологий.
11. Подходы к конструированию критериев «нормы» в психологии человека.
12. Мода и стиль как средство самовыражения.
13. Символика татуировки в различных культурных и социальных группах.
14. Упражнения для улучшения техники речи.
15. Техника свободного рисунка.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Погодин И.А. Психотерапия, фокусированная на диалоге: : Уч. пособие М., , 2010
Л1.2 Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика.: Учебно-практическое руководство Речь, 2012
Л1.3 Джон Т. Э. Ричардсон Мысленные образы: когнитивный подход: учеб. пособие для вузов М.: Когито-Центр, 2006
Л1.4 Психотерапия личной истории. Психотехнологии изменения прошлого и создания будущего: , 2008
Л1.5 Гулевский В.Я. Индивидуальная психотерапия: практикум М.: Аспект Пресс, 2008
Л1.6 Кодола Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.7 Бурлачук Л.Ф Психодиагностика.: Учебник Питер, 2012
Л1.8 Юнг, Карл Густав Аналитическая психология и психотерапия: СПб. : Питер, , 2001.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. : Москва, 2003
Л2.2 Белановский С.А. Глубокое интервью: учебное пособие М.: Николо - Медиа, 2001
Л2.3 Третьяк Л. Н., Воробьев А. Л. ; Под общ. ред. Третьяк Л.Н. Основы теории и практики обработки экспериментальных данных: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2019 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Л2.4 Михайлова С.Н Диагностика и психологические тесты в психосоматической практике: Барнаул, 2007
Л2.5 Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: учеб. пособие СПб. : Речь, 2002
Л2.6 Велецкая Н.Н. Символы славянского язычества : [ритуалы славянских кудесников, посланцы в загробный мир, языческое наследие старообрядцев]: М.: Вече, 2009
Л2.7 Романова Н.Н., Филиппов А.В. Знаки и символы: учеб. пособие по семиотике М. : МАКС Пресс, 2003
Л2.8 Ковалев О.А. Нарративные стратегии в творчестве Ф.М. Достоевского: монография: . – Барнаул: Изд-во АЛТГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.9 Ковалев О.А. Нарративные стратегии в литературе (на материале творчества Ф.М. Достоевского): монография: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.10 Ю. А. Виноградов Знаки и символы в изобразительном искусстве: метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/
Э2 http://www.annualreviews.org/journal/psych
Э3 http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology
Э4 http://www.springerlink.com/humanities-social-sciences-and-law/books/
Э5 http://elibrary.ru/titles.asp
Э6 http://www.springerlink.com/behavioral-science/
Э7 http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925
Э8 http://psylib.kiev.ua/
Э9 http://azps.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины