МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы защиты среды обитания
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-12345-2020
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 559
контроль 25
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 559 559 559 559
Часы на контроль 25 25 25 25
Итого 648 648 648 648

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Системы защиты среды обитания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомление с методами и устройствами, применяемыми при защите среды обитания от негативного техногенного воздействия;
-подготовка специалистов к участию в проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться)
ОК-5: владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью
ОК-7: владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ОК-8: способностью работать самостоятельно
ОК-11: способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций
ОПК-1: способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ОПК-3: способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности
ОПК-4: способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды
ОПК-5: готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе
ПК-11: способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды
ПК-12: способностью применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты
ПК-15: способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации
ПК-16: способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов
ПК-17: способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
ПК-22: способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
ПК-23: способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знать методику расчета фактических уровней воздействия негативных факторов на среду обитаниия ;
- методику обработки результатов измерений уровней опасностей;
- методологию составления прогнозов возможного развития экологической ситуации;
- классификацию среды обитания по уровню опасности для жизнедеятельности человека;
- методы определения опасных зон.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять современные методы определения нормативных показателей для оценки безопасности жизнедеятельности;
- использовать методику нормативной оценки загрязнения природной среды в системах мониторинга;
- измерять уровни опасностей в среде обитания;
- пользоваться современной измерительной аппаратурой для оценки состояния окружающей среды;
- классифицировать урбанизированные территории по степени опасности для жизнедеятельности человека;
- применять на практике аналитические методы определения опасных зон.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определения уровней негативных воздействий на человека;
- навыками применения методов определения нормативных показателей в мониторинговых исследованиях;
- методами оценки погрешностей измерений;
- компьютерными технологиями обработки результатов измерений;
- методами мониторинга за функционированием опасных производств;
- методикой расчета зон приемлемого риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Защита среды обитания как основа техосферной безопасности
1.1. Термины и принципы зашитных процессов, их классификация, особенности и факторы, влияющие на выбор защитного процеса Лекции 4 2
1.2. Термины и принципы зашитных процессов, их классификация, особенности и факторы, влияющие на выбор защитного процеса Практические 4 2 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
1.3. Защита атмосферы Сам. работа 4 120 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
1.4. Защита гидросферы, литосферы Сам. работа 4 136
1.5. Защита атмосферы Лабораторные 4 2
1.6. Защита, гидросферы, литосферы Лабораторные 4 2
1.7. Защита атмосферы Лекции 4 2
1.8. Защита гидросферы, литосферы Лекции 4 4
1.9. Защита атмосферы Практические 4 1
1.10. Физико-химические свойства техносферных загрязнений и воздействий Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
1.11. Защита гидросферы, литосферы Практические 4 1
1.12. Физико-химические свойства техносферных загрязнений и воздействий Лабораторные 4 2
1.13. Физико-химические свойства техносферных загрязнений и воздействий Лекции 4 1
1.14. Физические свойства энергетических воздействий Сам. работа 4 31 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
1.15. Коллоквиум по теме "Защита среды обитания как основа техносферной безопасности". Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
1.16. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
Раздел 2. Теоретические основы физических защитных поцессов
2.1. Термодинамика, кинетика и равновесие защитных процессов Практические 4 2 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
2.2. Кинетика защитных процессов. Кинетические уравнения для реакций различных порядков.Влияние температуры на скорость реакции. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
2.3. Решение задач по теме "Термодинамические, кинетические и равновесные процессы в проблеме защиты среды обитания" Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
2.4. Механические процессы очистки воды Практические 4 2 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
2.5. Механические процессы очистки воды Лабораторные 4 16
2.6. Механические процессы очистки воды Лекции 4 2
2.7. Механические процессы очистки воды Сам. работа 4 80
2.8. Центробежное осаждение примесей сточных вод. Фильтрование сточных вод. Фильтрующие материалы. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
2.9. Методики расчета аппаратов очистки сточных вод: расчет отстойника, фильтров для суспензий и выпарного аппарата. Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
2.10. Физические прооцесс переработки твердых отходов Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
2.11. Методики расчета дробилок и измельчителей Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
2.12. Механические процессы: дробление и измельчение, грохочение, гранулирование и брикетирование. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
2.13. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
Раздел 3. Теоретические основы физико-химических защитных процессов
3.1. Применение сорбционных, ионообмнных, каталитических и термических процессов в защите среды обитания Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.2. Применение сорбционных, ионообмнных, каталитических и термических процессов в защите среды обитания Лекции 4 8
3.3. Процессы экстракции: физико-химические основы процесса, процессы экстракционной очистки воды. Сам. работа 4 30 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.4. Физико-химические основы мембранных процессов: обратный осмос и ультрафильтрация, механизм разделения на мембранах, основные виды мембран. Сам. работа 4 40 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.5. Теоретические основы химических защитных процессов Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.6. Теоретические основы химических защитных процессов Лекции 4 1
3.7. Процессы выделения загрязнений в виде малорастворимых соединений. Условие выпадения осадков из растворов электролитов. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.8. Процессы очистки сточных вод реагентным методом. Осаждение ионов металлов в виде гидроксидов и карбонатов. Осаждение ионов металлов в виде сульфидов. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.9. Решение задач по теме "Химические процессы очистки сточных вод Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.10. Теоретические основы биохимических защитных процессов. Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.11. Процессы обезвреживания осадков сточных вод. Анаэробное сбраживание. Сам. работа 4 30 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.12. Процессы обезвреживания осадков сточных вод. Анаэробное сбраживание. Лабораторные 4 2
3.13. Биотермическая переработка твердых бытовых отходов: аэробная ферментация, анаэробная ферментация. Сам. работа 4 30 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.14. Очистка сточных вод в аэробных и анаэробных условиях Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.15. Теоретические основы процессов защиты от энергетических воздействий Сам. работа 4 40 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.16. Процессы защиты от неионизирующих, электромагнитных полей и излучений Сам. работа 4 2 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.17. Защита от ионизирующих излучений. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.18. Инженерно-технические мероприятия по защите от электроманитного излучения Практические 4 1 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.19. Экзамен 4 25 ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4
3.20. Зачет 4 0

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
Фонды оценочных средств размещены в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ветошкин, А.Г. Основы инженерной защиты окружающей среды : Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444182
Л1.2 Ветошкин, А.Г. Инженерная зашита гидросферы от сбросов сточных вод: Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444179
Л1.3 Е. В. Сотникова, В. П. Дмитренко, В. С. Сотников Теоретические основы процессов защиты среды обитания: СПб.: Издательство «Лань», 2014 www.ozon.ru/context/detail/id/30792063/
Л1.4 Ветошкин, А.Г. Основы процессов инженерной экологии. Теория, примеры, задачи: [Электронный ресурс] , http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45924
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрелков, А.К. Охрана окружающей среды и экология гидросферы : Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256154
Л2.2 Гурин В.В., Замятин В.М., Попов А.М. ДЕТАЛИ МАШИН. КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В 2 КН. КНИГА 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/CB837000-8A09-4F2A-BFBF-201BAA9D0F0B
Л2.3 Гурин В.В., Замятин В.М., Попов А.М. ДЕТАЛИ МАШИН. КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В 2 КН. КНИГА 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0A0C632A-7B7A-44BA-8DD0-E9106B5BF534
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ветошкин, А.Г. Основы процессов инженерной экологии. Теория, примеры, задачи [Электронный].http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=52226
Э2 Ветошкин, А.Г. Основы процессов инженерной экологии. Теория, примеры, задачи. + CD [Электронный ресурс] http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45924
Э3 не используется
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прикреплены в приложении.