Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 18 ЗЕТ |
Учебный план | z20_03_01_ТБ-234-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 559 | 559 | 559 | 559 |
Часы на контроль | 25 | 25 | 25 | 25 |
Итого | 648 | 648 | 648 | 648 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент
1.1. | - ознакомление с методами и устройствами, применяемыми при защите среды обитания от негативного техногенного воздействия; -подготовка специалистов к участию в проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-4 | владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться) |
ОК-5 | владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью |
ОК-7 | владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности |
ОК-8 | способностью работать самостоятельно |
ОК-11 | способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций |
ОПК-1 | способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности |
ОПК-3 | способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности |
ОПК-4 | способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды |
ОПК-5 | готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе |
ПК-11 | способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды |
ПК-12 | способностью применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты |
ПК-15 | способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации |
ПК-16 | способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов |
ПК-17 | способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска |
ПК-22 | способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач |
ПК-23 | способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - знать методику расчета фактических уровней воздействия негативных факторов на среду обитаниия
; - методику обработки результатов измерений уровней опасностей; - методологию составления прогнозов возможного развития экологической ситуации; - классификацию среды обитания по уровню опасности для жизнедеятельности человека; - методы определения опасных зон. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять современные методы определения нормативных показателей для оценки безопасности жизнедеятельности; - использовать методику нормативной оценки загрязнения природной среды в системах мониторинга; - измерять уровни опасностей в среде обитания; - пользоваться современной измерительной аппаратурой для оценки состояния окружающей среды; - классифицировать урбанизированные территории по степени опасности для жизнедеятельности человека; - применять на практике аналитические методы определения опасных зон. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками определения уровней негативных воздействий на человека; - навыками применения методов определения нормативных показателей в мониторинговых исследованиях; - методами оценки погрешностей измерений; - компьютерными технологиями обработки результатов измерений; - методами мониторинга за функционированием опасных производств; - методикой расчета зон приемлемого риска. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Защита среды обитания как основа техосферной безопасности | ||||||
1.1. | Термины и принципы зашитных процессов, их классификация, особенности и факторы, влияющие на выбор защитного процеса | Лекции | 4 | 2 | ||
1.2. | Термины и принципы зашитных процессов, их классификация, особенности и факторы, влияющие на выбор защитного процеса | Практические | 4 | 2 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
1.3. | Защита атмосферы | Сам. работа | 4 | 120 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
1.4. | Защита гидросферы, литосферы | Сам. работа | 4 | 136 | ||
1.5. | Защита атмосферы | Лабораторные | 4 | 2 | ||
1.6. | Защита, гидросферы, литосферы | Лабораторные | 4 | 2 | ||
1.7. | Защита атмосферы | Лекции | 4 | 2 | ||
1.8. | Защита гидросферы, литосферы | Лекции | 4 | 4 | ||
1.9. | Защита атмосферы | Практические | 4 | 1 | ||
1.10. | Физико-химические свойства техносферных загрязнений и воздействий | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
1.11. | Защита гидросферы, литосферы | Практические | 4 | 1 | ||
1.12. | Физико-химические свойства техносферных загрязнений и воздействий | Лабораторные | 4 | 2 | ||
1.13. | Физико-химические свойства техносферных загрязнений и воздействий | Лекции | 4 | 1 | ||
1.14. | Физические свойства энергетических воздействий | Сам. работа | 4 | 31 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
1.15. | Коллоквиум по теме "Защита среды обитания как основа техносферной безопасности". | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
1.16. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
Раздел 2. Теоретические основы физических защитных поцессов | ||||||
2.1. | Термодинамика, кинетика и равновесие защитных процессов | Практические | 4 | 2 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
2.2. | Кинетика защитных процессов. Кинетические уравнения для реакций различных порядков.Влияние температуры на скорость реакции. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
2.3. | Решение задач по теме "Термодинамические, кинетические и равновесные процессы в проблеме защиты среды обитания" | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
2.4. | Механические процессы очистки воды | Практические | 4 | 2 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
2.5. | Механические процессы очистки воды | Лабораторные | 4 | 16 | ||
2.6. | Механические процессы очистки воды | Лекции | 4 | 2 | ||
2.7. | Механические процессы очистки воды | Сам. работа | 4 | 80 | ||
2.8. | Центробежное осаждение примесей сточных вод. Фильтрование сточных вод. Фильтрующие материалы. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
2.9. | Методики расчета аппаратов очистки сточных вод: расчет отстойника, фильтров для суспензий и выпарного аппарата. | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
2.10. | Физические прооцесс переработки твердых отходов | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
2.11. | Методики расчета дробилок и измельчителей | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
2.12. | Механические процессы: дробление и измельчение, грохочение, гранулирование и брикетирование. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
2.13. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
Раздел 3. Теоретические основы физико-химических защитных процессов | ||||||
3.1. | Применение сорбционных, ионообмнных, каталитических и термических процессов в защите среды обитания | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.2. | Применение сорбционных, ионообмнных, каталитических и термических процессов в защите среды обитания | Лекции | 4 | 8 | ||
3.3. | Процессы экстракции: физико-химические основы процесса, процессы экстракционной очистки воды. | Сам. работа | 4 | 30 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.4. | Физико-химические основы мембранных процессов: обратный осмос и ультрафильтрация, механизм разделения на мембранах, основные виды мембран. | Сам. работа | 4 | 40 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.5. | Теоретические основы химических защитных процессов | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.6. | Теоретические основы химических защитных процессов | Лекции | 4 | 1 | ||
3.7. | Процессы выделения загрязнений в виде малорастворимых соединений. Условие выпадения осадков из растворов электролитов. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.8. | Процессы очистки сточных вод реагентным методом. Осаждение ионов металлов в виде гидроксидов и карбонатов. Осаждение ионов металлов в виде сульфидов. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.9. | Решение задач по теме "Химические процессы очистки сточных вод | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.10. | Теоретические основы биохимических защитных процессов. | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.11. | Процессы обезвреживания осадков сточных вод. Анаэробное сбраживание. | Сам. работа | 4 | 30 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.12. | Процессы обезвреживания осадков сточных вод. Анаэробное сбраживание. | Лабораторные | 4 | 2 | ||
3.13. | Биотермическая переработка твердых бытовых отходов: аэробная ферментация, анаэробная ферментация. | Сам. работа | 4 | 30 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.14. | Очистка сточных вод в аэробных и анаэробных условиях | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.15. | Теоретические основы процессов защиты от энергетических воздействий | Сам. работа | 4 | 40 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.16. | Процессы защиты от неионизирующих, электромагнитных полей и излучений | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.17. | Защита от ионизирующих излучений. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.18. | Инженерно-технические мероприятия по защите от электроманитного излучения | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
3.19. | Экзамен | 4 | 25 | ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-22, ПК-23 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.4 | |
3.20. | Зачет | 4 | 0 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Представлены в ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонды оценочных средств размещены в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. В. Сотникова, В. П. Дмитренко, В. С. Сотников | Теоретические основы процессов защиты среды обитания: | СПб.: Издательство «Лань», 2014 | www.ozon.ru/context/detail/id/30792063/ |
Л1.2 | Ветошкин, А.Г. | Инженерная зашита гидросферы от сбросов сточных вод: | Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444179 |
Л1.3 | Ветошкин, А.Г. | Основы инженерной защиты окружающей среды : | Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444182 |
Л1.4 | Ветошкин, А.Г. | Основы процессов инженерной экологии. Теория, примеры, задачи: | [Электронный ресурс] , | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гурин В.В., Замятин В.М., Попов А.М. | ДЕТАЛИ МАШИН. КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В 2 КН. КНИГА 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Стрелков, А.К. | Охрана окружающей среды и экология гидросферы : | Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256154 |
Л2.3 | Гурин В.В., Замятин В.М., Попов А.М. | ДЕТАЛИ МАШИН. КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В 2 КН. КНИГА 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ветошкин, А.Г. Основы процессов инженерной экологии. Теория, примеры, задачи | [Электронный].http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=52226 | ||
Э2 | Ветошкин, А.Г. Основы процессов инженерной экологии. Теория, примеры, задачи. + CD [Электронный ресурс] | e.lanbook.com | ||
Э3 | не используется | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Прикреплены в приложении. |