МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научных исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильМеждународный менеджмент (на иностранном языке)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_02_МежМен-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.экон. н. , Доцент, Обиремко С.И.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Методология научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 322)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Е.Е., д.э.н.,профессор, зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Шваков Е.Е., д.э.н.,профессор, зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является подготовка студентов магистратуры в исследовательской деятельности вообще, и к проведению конкретных научных исследований при подготовке ими магистерских диссертаций в частности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-3 способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования
ПК-7 способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о методах, способах, приемах абстрактного мышления, анализа и синтеза; методологию и методы научных исследований, способы анализа внешней среды и формулирования тем исследований, методы обоснования тем научных исследований; методы анализа процессов экономической, политической, организационной, социальной жизни общества и эффективное применение его результатов в планировании и организации в системе государственного и муниципального управления
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы абстрактного мышления в исследованиях, методы анализа и синтеза в производстве знаний; организовывать проведение научных исследований, обосновывать актуальность тем научных исследований, формулировать научную новизну и практическую значимость; применять методы анализа процессов экономической, политической, организационной, социальной жизни общества и эффективное применение его результатов в планировании и организации в системе государственного и муниципального управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами оценки знаний, анализа ситуаций, синтеза результатов анализа; приемами организации исследований, основанных на новых научных принципах и методах; приемами разработки тем научных исследований, приемами организации научных исследований, приемами представления результатов научных исследований; применения методов анализа процессов экономической, политической, организационной, социальной жизни общества и его результаты в планировании и организации в системе государственного и муниципального управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований. Методология научных исследований в экономике: принципы построения. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации.
1.1. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Практические 1 0 Л2.1, Л1.2
1.3. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Сам. работа 1 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Лекции 1 0 Л2.1, Л1.2
1.5. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Практические 1 0 Л2.1, Л1.2
1.6. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Сам. работа 1 16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Методы сбора данных в научных исследованиях Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Методы сбора данных в научных исследованиях Практические 1 0 Л2.1, Л1.2
1.9. Методы сбора данных в научных исследованиях Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.2
1.10. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Практические 1 0 Л2.1, Л1.2
1.11. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Сам. работа 1 22 Л2.1, Л1.2
1.12. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Практические 1 0 Л2.1, Л1.2
1.13. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Сам. работа 1 12 Л2.1, Л1.2
1.14. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Практические 1 0 Л2.1, Л1.2
1.15. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Сам. работа 1 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Практические 1 2 Л2.1, Л1.2
1.17. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2
1.19. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляев В.И. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие [для магистрантов] М.: КноРус, 2012
Л1.2 Лебедев, С. А. Методология научного познания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://cordis.lu/innovation, CommunityResearch & Development Information Service
Э2 www.arist.com
Э3 www.epo.org
Э4 worldwidescience.org
Э5 www.sci-innov.ru
Э6 www.rfbr.ru/rffi/ru
Э7 fasi.ru
Э8 www.rosrid.ru
Э9 Методология научных исследований в экономике portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).