МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научных исследований
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_04_ГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.экон. н. , Доцент, Обиремко С.И.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Методология научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2014 г. № 1518)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Е.Е., д.э.н.,профессор, зав. кафедрой

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Шваков Е.Е., д.э.н.,профессор, зав. кафедрой

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является подготовка студентов магистратуры в исследовательской деятельности вообще, и к проведению конкретных научных исследований при подготовке ими магистерских диссертаций в частности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-1: способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о методах, способах, приемах абстрактного мышления, анализа и синтеза; методологию и методы научных исследований, способы анализа внешней среды и формулирования тем исследований, методы обоснования тем научных исследований; методы анализа процессов экономической, политической, организационной, социальной жизни общества и эффективное применение его результатов в планировании и организации в системе государственного и муниципального управления
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы абстрактного мышления в исследованиях, методы анализа и синтеза в производстве знаний; организовывать проведение научных исследований, обосновывать актуальность тем научных исследований, формулировать научную новизну и практическую значимость; применять методы анализа процессов экономической, политической, организационной, социальной жизни общества и эффективное применение его результатов в планировании и организации в системе государственного и муниципального управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами оценки знаний, анализа ситуаций, синтеза результатов анализа; приемами организации исследований, основанных на новых научных принципах и методах; приемами разработки тем научных исследований, приемами организации научных исследований, приемами представления результатов научных исследований; применения методов анализа процессов экономической, политической, организационной, социальной жизни общества и его результаты в планировании и организации в системе государственного и муниципального управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований. Методология научных исследований в экономике: принципы построения. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации.
1.1. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Практические 1 0 Л2.1, Л1.2
1.3. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Сам. работа 1 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Лекции 1 0 Л2.1, Л1.2
1.5. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Практические 1 0 Л2.1, Л1.2
1.6. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Сам. работа 1 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Методы сбора данных в научных исследованиях Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Методы сбора данных в научных исследованиях Практические 1 0 Л2.1, Л1.2
1.9. Методы сбора данных в научных исследованиях Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.2
1.10. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Практические 1 0 Л2.1, Л1.2
1.11. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Сам. работа 1 22 Л2.1, Л1.2
1.12. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Практические 1 4 Л2.1, Л1.2
1.13. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Сам. работа 1 12 Л2.1, Л1.2
1.14. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Практические 1 0 Л2.1, Л1.2
1.15. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Сам. работа 1 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Практические 1 2 Л2.1, Л1.2
1.17. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2
1.19. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляев В.И. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие [для магистрантов] М.: КноРус, 2012
Л1.2 Лебедев, С. А. Методология научного познания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/metodologiya-nauchnogo-poznaniya-414243
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy-413271
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://cordis.lu/innovation, CommunityResearch & Development Information Service
Э2 www.arist.com
Э3 www.epo.org
Э4 http://worldwidescience.org
Э5 www.sci-innov.ru
Э6 www.rfbr.ru/rffi/ru
Э7 http://fasi.ru
Э8 www.rosrid.ru
Э9 Методология научных исследований в экономике https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1134
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).