МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н, Доцент, Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
канд.наук, доц., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1611.

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г.,канд. психол. наук, доц.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.,канд. психол. наук, доц.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является комплексное рассмотрение теории и практики культурно-исторического и деятельнотсного подходов в психологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-33 способностью консультировать детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические концепции, понятия, категории, принцы классификаций в педагогики и психологии; психологическую специфику процессов обучения, развития, образования, воспитания;
– методы психологической диагностики отклоняющегося развития личности у детей и подростков, мониторинга социального поведения и личностного развития;
– основные категории и принципы психологии, содержание основных психологических концепций, психологические феномены, психические функции и их физиологические механизмы, психические процессы, состояния, свойства;
3.2.Уметь:
3.2.1.– устанавливать контакт с детьми и подростками группы риска и формировать у них мотивацию к сотрудничеству; использовать методы психолого-педагогической диагностики психосоциальных проблем и отклонений социального и личностного развития детей и подростков, признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье;
– использовать методы анализа социальной ситуации развития ребёнка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития;
– планировать и реализовывать программы системного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска в целях их полноценной социальной адаптации и личностного развития;
– проводить психолого-педагогические консультации детей, подростков и их родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- использовать основные направления психологической диагностики и психологической помощи при различных формах нарушения развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - методологией и методами психолого-педагогической диагностики психо-социальных проблем и отклонений личностного и социального развития детей и подростков, признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье;
– методологией и методами анализа социальной ситуации развития ребёнка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития;
– методологией и методами психолого-педагогической консультативной работы с детьми, подростками и их родителями, находящимися в сложной жизненной ситуации;
– методологией и методами составления программ и реализации психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска; методологией и методами создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология культурно-исторической и деятельностной психологии
1.1. Социокультурный контекст возникновения школы Л.С.Выготского-А.Н.Леонтьева-А.Р.Лурии. Методология неклассической психологии. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные положения КИП и ДП в психологии Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Истоки (интеллектуальные предшественники) КИП и ДП в психологии Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Основные положения КИП и ДП в психологии Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Прикладная культурно-историческая и деятельностная психология
2.1. Возрастная психология: культурно-исторический и деятельностный подходы Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Педагогическая психология: культурно-исторический и деятельностный подходы Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Культурно-исторический и деятельностный подходы в возрастной психологии Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Культурно-исторический и деятельностный подходы в педагогической психологии Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Проблема интериоризации в культурно-исторической психологии и деятельностном подходе Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Практическая культурно-историческая и деятельностная психология
3.1. Психотерапия в русле культурно-исторического подхода Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Психологическое консультирование: культурно-исторический подход Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Психотерапия в русле культурно-исторического подхода Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Психологическое консультирование: культурно-исторический подход Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Организация образовательной среды (в садике, школе, вузе) в русле культурно-исторического и деятельностного подходов Сам. работа 3 30 ОПК-1, ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Зачет 3 0 ПК-8, ПК-33 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Социокультурный контекст возникновения школы Л.С. Выготского. Проблема социальной обусловленности сознания в зарубежной социологии и психологии.
2. Истоки культурно-исторической теории: психология искусства.
3. Истоки культурно-исторической теории: дефектология.
4. Неклассическая психология Л.С. Выготского.
5. Новая волна Л.С. Выготского в когнитивной науке.
6. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
7. Проблема сознания в культурно-историческом подходе.
8 Натуральные и высшие психические функции (понятие и структура, основные свойства ВПФ, психологические средства личности (психологические орудия).
9. Понятие интериоризации и интеллектуализации (Э. Дюркгейм, Н. Ах, П. Жане, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.).
10. Три грани интериоризации в работах Л.С. Выготского.
11. Стадии интериоризации в теории поэтапного (планомерного) формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
12. Понятия опосредствования, знакового опосредствования и медиатора в теории Л.С.Выготского.
13. Методика "двойной стимуляции" и ее применение для исследования ВПФ.
14. Понятие деятельности в психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
15. Философские основания деятельностного подхода в психологии.
16. Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Преодоление постулата непосредственности. Понятие и структура деятельности.
17. Смысловой анализ деятельности.
18. Психика как функциональный орган деятельности.
19. Субъектно-деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.В.Брушлинский, К.А.бульханова-Славская).
20 Принцип детерминизма. Принцип единства сознания и деятельности.
21. Два типа анализа деятельности (технологический и смысловой). Строение деятельности в технологическом и смысловом анализе.
22. Характеристика деятельности: предметность, неаддитивность, взаимопереходы составляющих деятельности.
Деятельность и отражение (кольцевые отношения деятельности и психики, роль деятельности в определении содержания образов и их формировании, развитие деятельности и психики в эволюции).

исследования опосредствованного запоминания (методика "Пиктограммы", "параллелограмм развития") (А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия) (Е.Е. Соколова, С. 163-169);
исследование процесса формирования понятий (методика Выготского-Сахарова).
7. Проблема культурного развития ребенка (Л.С. Выготский - Скачать).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шаповаленко И. В. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Л. С. Выготский. — ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сорокоумова Е.А. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Обухова Л.Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Шапошникова Т. Е., Шапошников В. А., Корчуганов В. А. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 ссылка на курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к зачету.
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.