МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы управления в социальной работе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_ОиУ-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 203
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 203 203 203 203
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
ст. преподаватель , Курганский С.Ю.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы управления в социальной работе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №369)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Польникова Татьяна Владиславовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Польникова Татьяна Владиславовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления об управлении в системе социальной работы.Указанная цель осуществляется через решение следующих задач:
• изучение теоретических основ управления в социальной работе;
• изучение практики управления в системе социальной работы;
• освоение управления в современной системе социальной работы;
• приобретение знаний нормативно-правовой базы основ управления в сфере социального управления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью к организационно-управленческой работе в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан, прогнозированию результатов принимаемых организационно-управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• общие характеристики социальной организации, подходы к определению её целей, задач и стратегии;
• технологию принятия управленческих решений;
• особенности работы с персоналом, осуществляющим социальную работу;
• способы формирования эффективной управленческой команды.
3.2.Уметь:
3.2.1.• разрабатывать стратегические и тактические планы социальной службы;
• проектировать организационную структуру управления социальной службой;
• разрабатывать основные регламенты деятельности;
• вести аналитическую работу по изучению особенностей и условий повышения эффективности управления социальными службами;
• вести организационно-управленческую работу в подразделениях социальных служб.
• обеспечить контроль за выполнением поставленных целей и задач социальной службы и ее структурных подразделений;
• готовить проекты управленческих решений и осуществлять соответствующие меры по их выполнению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• технологиями организационно-управленческой работы в подразделениях социальных учреждений и служб;
• навыки межведомственного взаимодействия с государственными и иными учреждениями
• навыками проведения социального мониторинга, управления инновациями, работы с социальными проектами и программами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления в социальной работе
1.1. Понятие управления. Задачи управления. Принципы управления. Система управления социальной работой. Уровни управления: федеральный, региональный, муниципальный Практические 1 2 ПК-4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Субъекты и объекты управления социальной работой. Социальная служба как институциональная основа управления социальной работой. Виды социальных служб. Особенности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы. Сам. работа 1 63 ПК-4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Нормативная правовая база управления социальной работой
2.1. Основные нормативные правовые акты, действующие в сфере управления социальной работой. Практические 1 2 ПК-4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Законы РФ. Нормативные правовые акты Правительства РФ. Ведомственные нормативные правовые акты в области социальной работы Сам. работа 1 60 ПК-4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Методы управления в социальной работе
3.1. Понятие «методы управления». Организационные методы управления: уставы организаций социальной сферы, положения, регламенты. Сам. работа 1 40 ПК-4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Организация деятельности. Права и ответственность работников. Делегирование полномочий. Централизация и децентрализация управления. Сам. работа 1 40 ПК-4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бялт В.С. ПРАВОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
Л1.2 Шапиро С. А., Самраилова Е. К., Хусаинова Н. Л. Теоретические основы управления персоналом: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рыженков А.Я. - под ред. ПРАВОВЕДЕНИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Тараненко О. Н. Основы управления персоналом: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Сурова, Н.Ю. Проектный менеджмент в социальной сфере и дизайн-мышление: учебное пособи Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446441
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.