МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные практики социальной работы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость15 ЗЕТ
Учебный план39_04_02-ИТСЗН-2-2020
Часов по учебному плану 540
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 413
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 11 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 40 40 40 40 80 80
Сам. работа 166 166 247 247 413 413
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 216 216 324 324 540 540

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Современные практики социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение основами исследования основных тенденций развития практической социальной работы за рубежом

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: Способен объяснять и прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе анализа и оценки профессиональной информации, научных теорий и концепций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности развития практик социальной работы в контексте различных режимов социальной политики в разных странах
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать влияние различных факторов (исторических, культурных, политических, экономических и др.) на развитие практик социальной работы в разных странах; представлять результаты собственного теоретического исследования конкретных практик социальной работы в разных странах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа различных режимов социальной политики и систем социальной защиты; навыками оформления результатов собственного теоретического исследования конкретных практик социальной работы; навыками анализа влияния различных факторов (исторических, культурных, религиозных, политических, экономических и др.) на развитие практик социальной работы в разных странах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Контекст международной социальной работы: концепции, проблемы, организации
1.1. Международная социальная работа: определение, значение, основные подходы Лекции 3 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Ценности, цели и этика практической социальной работы за рубежом Практические 3 10 Л1.1, Л2.1
1.3. Международная социальная работа: цели, ценности, практика Сам. работа 3 40 Л1.1, Л2.1
1.4. Международная социальная работа в историко-культурном контексте Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Развитие социальной работы в странах с социал-демократическим режимом социальной политики Практические 3 10 Л1.1, Л2.1
1.6. Развитие социальной работы в странах с социал-демократическим режимом социальной политики Сам. работа 3 42 Л1.1, Л2.1
1.7. Развитие социальной работы в странах с либеральным режимом социальной политики Практические 3 10 Л1.1, Л2.1
1.8. Развитие социальной работы в странах с либеральным режимом социальной политики Сам. работа 3 42 Л1.1, Л2.1
1.9. Развитие социальной работы в странах с консервативным режимом социальной политики Практические 3 10 Л1.1, Л2.1
1.10. Развитие социальной работы в странах с консервативным режимом социальной политики Сам. работа 3 42 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Сферы практики социальной работы за рубежом
2.1. Развитие практики социальной работы за рубежом Лекции 4 10 Л1.1, Л2.1
2.2. Бедность и социальная работа: история, программы и стратегии Практические 4 12 Л1.1, Л2.1
2.3. Бедность и социальная работа: история, программы и стратегии Сам. работа 4 90 Л1.1, Л2.1
2.4. Социальная интеграция и социальное развитие: практики социальной работы с разными категориями населения за рубежом Практические 4 14 Л1.1, Л2.1
2.5. Социальная работа как основа глобальных изменений и развития Практические 4 14 Л1.1, Л2.1
2.6. Социальная интеграция и социальное развитие: практики социальной работы с разными категориями населения за рубежом Сам. работа 4 80 Л1.1, Л2.1
2.7. Социальная работа как основа глобальных изменений и развития Сам. работа 4 77 Л1.1, Л2.1
2.8. Экзамен 4 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Маг_ЗПСР_ПК12.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. - Отв. ред., Климантова Г.И. - Отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/AB320740-3AC7-4F60-B4EC-E9B50032A880
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов М. В. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/A5BC8BD3-864F-4A9B-ADC4-89E0F1DDD470
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная федерация социальных работников http://ifsw.org/
Э2 Международная ассоциация школ социальной работы http://www.iassw-aiets.org/
Э3 Европейская ассоциация школ социальной работы http://www.eassw.org/links/3/regional.html
Э4 Международный совет по социальному обеспечению http://www.icsw.org/
Э5 ЮНИСЕФ http://www.unicef.org/
Э6 ООН http://www.un.org/
Э7 Всемирная организация здравоохранения http://www.who.int/about/en/
Э8 PRAXIS доступ к архивным источникам по международному и сравнительному социальному развитию http://www.sp2.upenn.edu/restes/praxis.html
Э9 Курс в Moodle «Современные практики социальной работы» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2554
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.