МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация геронтологической помощи в системе социальных служб

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация геронтологической помощи в системе социальных служб

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний и практических навыков социальной работы с пожилыми людьми

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и практичексие основы социальной работы с пожилыми людьми;
психологические и социальные особенности пожилого возраста; основные технологии социальной работы с пожилыми людьми; систему организации социальной работы с пожилыми людьми на региональном уровне
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать роль и место граждан пожилого возраста в обществе;
ориентироваться в основных методах работы с пожилыми гражданами;
предложить содержание социальной работы с пожилыми людьми
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа проблем социальной работы с пожилыми людьми;
разработки проекта социальной работы с пожилыми людьми

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми
1.1. Старость как социальная проблема Лекции 4 0 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Старость как социальная проблема Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Старость как социальная проблема Сам. работа 4 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Теории старения и старости Лекции 4 0 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Теории старения и старости Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Теории старения и старости Сам. работа 4 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Старение населения в Российской Федерации: своеобразие, последствия и прогнозирование Лекции 4 0 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Старение населения в Российской Федерации: своеобразие, последствия и прогнозирование Практические 4 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Старение населения в Российской Федерации: своеобразие, последствия и прогнозирование Сам. работа 4 9 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы орагнизации социальной работы с пожилыми людьми
2.1. Принципы, формы и правовая основа социальной защиты населения старших возрастов Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Принципы, формы и правовая основа социальной защиты населения старших возрастов Сам. работа 4 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Принципы, формы и правовая основа социальной защиты населения старших возрастов Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Основные направления социальной работы с лицами пожилого возраста, модели социального обслуживания Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Основные направления социальной работы с лицами пожилого возраста, модели социального обслуживания Практические 4 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Основные направления социальной работы с лицами пожилого возраста, модели социального обслуживания Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Медико–социальная работа с лицами пожилого возраста Лекции 4 0 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Медико–социальная работа с лицами пожилого возраста Сам. работа 4 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Медико–социальная работа с лицами пожилого возраста Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Социально-психологическая и социально-педагогическая работа с лицами пожилого возраста и их семьями Лекции 4 0 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Социально-психологическая и социально-педагогическая работа с лицами пожилого возраста и их семьями Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Социально-психологическая и социально-педагогическая работа с лицами пожилого возраста и их семьями Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Социальная работа с пожилыми людьми за рубежом Лекции 4 0 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Социальная работа с пожилыми людьми за рубежом Практические 4 0 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Социальная работа с пожилыми людьми за рубежом Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.16. Субъекты социальной работы с пожилыми людьми на федеральном и региональном уровне Лекции 4 0 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.17. Субъекты социальной работы с пожилыми людьми на федеральном и региональном уровне Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.18. Субъекты социальной работы с пожилыми людьми на федеральном и региональном уровне Сам. работа 4 9 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.19. Перспективы развития социальной работы с пожилыми людьми Лекции 4 0 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.20. Перспективы развития социальной работы с пожилыми людьми Практические 4 0 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.21. Перспективы развития социальной работы с пожилыми людьми Сам. работа 4 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет социальной геронтологии.
2. Типы возрастной структуры населения.
3. Задачи социальной работы с пожилыми людьми.
4. Возрастная периодизация жизни человека с позиций различных наук.
5. Особенности демографического старения на современном этапе.
6. Ожидаемая продолжительность жизни человека.
7. Теория «качества жизни».
8. Генетическая запрограммированность (адаптивность старения).
9. Теория межпоколенного обмена.
10. Концепция «высвобождения ресурсов».
11. Теория освобождения.
12. Теория развития.
13. Концепция непрерывности жизненного пути.
14. Теория маргинальности лиц пожилого возраста.
15. Теория возрастной стратификации.
16. Типология высшей нервной деятельности у лиц пожилого возраста.
17. Разновидности психологического старения.
18. Одиночество в старости.
19. Социальная изоляция пожилых людей.
20. «Социальная смерть» пожилых людей.
21. Девиации среди пожилых людей.
22. Алкоголизм и насилие над пожилыми людьми.
23. Потенциал творческих технологий в работе с пожилыми людьми.
24. Гарденотерапия и пожилые люди.
25. Формирование личностных установок у пожилых людей.
26. Деятельность организаций по социальной работе с пожилыми людьми.
27. Ценностные ориентации лиц пожилого возраста.
28. Технологии развития активизма среди пожилых людей.
29. Технологии реабилитации, адаптации пожилых людей.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сущность социальной геронтологии.
2. Особенности старения населения на современном этапе.
3. Задачи социальной работы с пожилыми людьми.
4. Психологические и социальные особенности старшего поколения.
5. Социальные технологии увелечения продолжительности жизни населения.
6. Теории старения населения.
7. Одиночество в старости: причины и условия преодоления.
8. Девиантное поведений в пожилом и старом возрасте.
9. Социальная изоляция пожилых людей.
10. Психологическое старение населения.
11. Технологии реабилитации адаптации пожилых людей.
12. Насилие над пожилыми людьми.
13. Технологии социальной работы с пожилыми людьми.
14. Технологии развития активизма среди пожилых людей.
15. Деятельность организаций по социальной работе с пожилыми людьми.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.А. Социальная работа с пожилыми людьми: учебник : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Басов Н.Ф. Социальная геронтология: практикум: Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова,, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова В. Ф. , Берецкая Е. А. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста: учебное пособие: Издательство «Флинта», 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Роик В. Д. Пожилые и стареющий социум России : выбор модели жизнедеятельности: монография: Москва: Проспект,, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал социальной работы. Учебники. [Режим доступа: http://www.soc-work.ru/]
Э2 Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э3 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.aksp.ru/docs/]
Э4 сайт Федеральной службы госстатистики ttp://www.gks.ru/
Э5 сайт ПЕрвого Московского хосписа www.hospice.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.