МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая психология (модуль 3)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_ППО-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.псих.наук, Доцент, Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общая психология (модуль 3)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.псх.н,доцент, Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.псх.н,доцент, Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование представлений о теоретико-методологических основах общей психологии, современном состоянии развития научной психологии, ее основных категориях, принципах, необходимых для более глубокого понимания предмета психологии — психической реальности и успешного усвоения компетенций, необходимых
будущим педагогам профессионального обучения в процессе осуществле-
ния ими профессионально-педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПК-4 Способен осуществлять психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях;
обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования.
проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а также других лиц, участвующих в процессе сопровождения;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология мотивации
1.1. Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. Биологические механизмы инстинктивного поведения, их развитие в филогенезе. Gонятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. Теория У.Макдауголла. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика. Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Теория потребностей Г.Мюррея.Смыслоцелевые представления об источниках человеческой мотивации. Теории Адлера и Франкла. Теория метамотивации Маслоу. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Роль ситуационных факторов в развертывании мотивационных процессов. Теория поля К.Левина и экспериментальные исследования его школы. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Изучение отдельных видов мотивации. Мотивация достижения, подходы к ее изучению. Мотивация власти. Мотивация учения.Изучение отдельных видов мотивации. Потребность в общении и мотивация аффиляции. Мотивация оказания помощи. Мотивация асоциального поведения. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Деятельностный подход к мотивации в школе А.Н.Леонтьева. Общая характеристика потребностей и мотивов. Опредмечивание потребностей и другие механизмы их преобразования. Виды и функции мотивов в деятельностном подходе. Смысл мотива как источник его побудительной силы. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности. Сам. работа 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Влияние мотивации на деятельность. Закон Иеркса-Додсона. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Психология эмоций
2.1. Общее представление об эмоциях. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.Биологическая целесообразность эмоций. Функции эмоций. Возможные основания и разновидности классификации эмоций. Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Физиология и психология эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее экспериментальная критика. Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. Эмоции в регуляции деятельности. Закономерности развития регулирующей функции эмоций. Соотношений эмоций, мотивации и личностного смысла. Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи. Патологический аффект: его специфика и динамика. Сам. работа 2 40 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Чувства и настроения, их психологическая характеристика.Эмоциональные состояния. Тревога и страх. Совладание с негативными эмоциями. Сам. работа 2 20 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Общее представление о переживании критических ситуаций. Стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Фрустрация, типы реакций на фрустрацию. Сам. работа 2 20 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Методы психологического изучения эмоциональных процессов. Влияние эмоций на познавательные процессы и исполнительную деятельность. Исследования выражения эмоций. Экспрессивная сторона личности. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Эмоции в общении. Привязанность. Эмпатия. Любовь.Положительные эмоциональные состояния. Пиковые переживания. Состояние потока. Развитие эмоциональной сферы. Позитивная психология. Сам. работа 2 19 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Психология воли
3.1. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. овременные подходы к воле как мотивационной саморегуляции в школах Х.Хекхаузена и Л.С.Выготского. Воля как мотивационное опосредование. Развитие волевых процессов в онтогенезе. Сам. работа 2 17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Тесперамент, характер, способности
4.1. Характерология К. Юнга. Социальные типы по Э. Фромму. Акцентуации характера и их влияние на познавательную деятельность. Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду. Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Индивидуальность человека в теории B.C. Мерлина. Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. Темперамент и проблема саморегуляции. Сам. работа 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Способности и мозг.Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.Основные современные концепции творчества и одарённости. Сам. работа 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Место характера в общей структуре личности. Сам. работа 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.5. Психологический подход к личности человека. Сам. работа 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.6. Анализ психологических категорий и их взаимоотношений: индивид, личность, индивидуальность. Сам. работа 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.7. Экзамен 2 9 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.​ Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами.
2.​ Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. Биологические механизмы инстинктивного поведения, их развитие в филогенезе.
3.​ Понятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. Теория У.Макдауголла.
4.​ Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.
5.​ Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.
6.​ Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика.
7.​ Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Теория потребностей Г.Мюррея.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ III В 2 КН. КНИГА 2. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Еромасова А.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 ссылка на курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.