МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая психология (модуль 3)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.псих.наук, Доцент, Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общая психология (модуль 3)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.псх.н,доцент, Волкова Т.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.псх.н,доцент, Волкова Т.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование представлений о теоретико-методологических основах общей психологии, современном состоянии развития научной психологии, ее основных категориях, принципах, необходимых для более глубокого понимания предмета психологии — психической реальности и успешного усвоения компетенций, необходимых
будущим педагогам профессионального обучения в процессе осуществле-
ния ими профессионально-педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.19

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-5: способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях;
обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования.
проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а также других лиц, участвующих в процессе сопровождения;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология мотивации
1.1. Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. Биологические механизмы инстинктивного поведения, их развитие в филогенезе. Gонятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. Теория У.Макдауголла. Лекции 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика. Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Теория потребностей Г.Мюррея.Смыслоцелевые представления об источниках человеческой мотивации. Теории Адлера и Франкла. Теория метамотивации Маслоу. Лекции 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами. Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Роль ситуационных факторов в развертывании мотивационных процессов. Теория поля К.Левина и экспериментальные исследования его школы. Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Изучение отдельных видов мотивации. Мотивация достижения, подходы к ее изучению. Мотивация власти. Мотивация учения.Изучение отдельных видов мотивации. Потребность в общении и мотивация аффиляции. Мотивация оказания помощи. Мотивация асоциального поведения. Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Деятельностный подход к мотивации в школе А.Н.Леонтьева. Общая характеристика потребностей и мотивов. Опредмечивание потребностей и другие механизмы их преобразования. Виды и функции мотивов в деятельностном подходе. Смысл мотива как источник его побудительной силы. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности. Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Влияние мотивации на деятельность. Закон Иеркса-Додсона. Лекции 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Психология эмоций
2.1. Общее представление об эмоциях. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.Биологическая целесообразность эмоций. Функции эмоций. Возможные основания и разновидности классификации эмоций. Практические 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Физиология и психология эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее экспериментальная критика. Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. Эмоции в регуляции деятельности. Закономерности развития регулирующей функции эмоций. Соотношений эмоций, мотивации и личностного смысла. Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи. Патологический аффект: его специфика и динамика. Сам. работа 2 40 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Чувства и настроения, их психологическая характеристика.Эмоциональные состояния. Тревога и страх. Совладание с негативными эмоциями. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Общее представление о переживании критических ситуаций. Стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Фрустрация, типы реакций на фрустрацию. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Методы психологического изучения эмоциональных процессов. Влияние эмоций на познавательные процессы и исполнительную деятельность. Исследования выражения эмоций. Экспрессивная сторона личности. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Эмоции в общении. Привязанность. Эмпатия. Любовь.Положительные эмоциональные состояния. Пиковые переживания. Состояние потока. Развитие эмоциональной сферы. Позитивная психология. Сам. работа 2 19 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Психология воли
3.1. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Лекции 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. овременные подходы к воле как мотивационной саморегуляции в школах Х.Хекхаузена и Л.С.Выготского. Воля как мотивационное опосредование. Развитие волевых процессов в онтогенезе. Сам. работа 2 17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Тесперамент, характер, способности
4.1. Характерология К. Юнга. Социальные типы по Э. Фромму. Акцентуации характера и их влияние на познавательную деятельность. Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Индивидуальность человека в теории B.C. Мерлина. Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. Темперамент и проблема саморегуляции. Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Способности и мозг.Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.Основные современные концепции творчества и одарённости. Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Место характера в общей структуре личности. Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Психологический подход к личности человека. Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.6. Анализ психологических категорий и их взаимоотношений: индивид, личность, индивидуальность. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.7. Экзамен 2 9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.​ Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами.
2.​ Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. Биологические механизмы инстинктивного поведения, их развитие в филогенезе.
3.​ Понятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. Теория У.Макдауголла.
4.​ Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.
5.​ Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.
6.​ Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика.
7.​ Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Теория потребностей Г.Мюррея.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/409995
Л1.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ III В 2 КН. КНИГА 2. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2FD60650-3ADC-4000-8490-04EBA5097164
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/246A13BC-61FE-4449-B76C-94171D28E3E9
Л2.2 Еромасова А.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/44C68BAA-0A35-4C8C-98EA-6AE21B48E97F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6807
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.