МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика управления в социальной защите

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_ОиУ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 93
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц. наук, доцент, Ремнева Н.С.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика управления в социальной защите

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №369)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов научно обоснованные представления об организации управления социальной защиты населения, способствовать овладению студентами знаниями об основных принципах, методах управления социальной защиты населения, а также познакомить с действующими нормативно-правовыми документами

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные принципы управления социальной защиты; уровни управления социальной защитой; отечественный опыт управления в социальной защите; основные направления в социальной защите. Региональное отечественное управления в социальной защите населения. Законы и закономерности управления в социальной защите. Сущностное содержание в управлении социальной защите.основные механизмы и стратегии формирования толератного поведения, управления коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.Региональные особенности зарождения и формирования социального обеспечения в Алтайском крае.
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять основные направления и подходы, используемые в управлении социальной защиты . Работать с научной литературой, нормативно-правовыми документами.Публично представлять актуальные направления работы социальной защиты. Критически оценивать собственные знания и умения. Применять теоретические знания на практике. Структурировать основные характеристики толерантного отношения и поведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использование информационные технологий; основными принципами, методами управления социальной защиты;нормативно-правовой базой, регламентирующей я в сфере социальной защиты; основными технологиями и методами социальной защиты;организационно-управленческой деятельности. Владеет навыками многообразия приёмов управления коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и сущность управления в социальной защите
1.1. Введение. Отечественный опыт управления в социальной защите Лекции 1 1 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Отечественный опыт управления в социальной защите Практические 1 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Введение. Становления систем социального обеспечения Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Правовое регулирование управления социальной защиты Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Виды управления социальной работы Практические 1 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Виды управления социальной работы Сам. работа 1 14 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Информационные системы и технологии в процессе управления в социальной защите Сам. работа 1 14 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Методы менеджмента социальной работы Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Особенности профессионализма менеджера в сфере управления социальной зашиты Сам. работа 1 14 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Понятие управленческая культура Лекции 1 1 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Понятие управленческая культура Сам. работа 1 13 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Принципы менеджмента социальной защиты Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Объекты и субъекты управления социальной защиты Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ким С.А. Теория управления : учебник из университетской библиотеки "online" М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453271
Л1.2 Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие. [Электронный ресурс]: М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436722
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под.ред. Чудовой С.Г. Теория и практика социальной работы в условиях трансформации модели социальной политики в России: сб. материалов постоянно действующего науч.-практ. семинара , 2011 elibrary.asu.ru
Л2.2 Батурин В.К. Общая теория управления: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117038
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс] : сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ – Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru – Загл. с экрана.
Э2 Портал государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : Портал государственных и муниципальных услуг Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru – Загл. с экрана.
Э3 Сайт Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне [Электронный ресурс] : Сайт Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне – Режим доступа: http://www.aksp.ru/ – Загл. с экрана.
Э4 Сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края [Электронный ресурс] : сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края – Режим доступа: http://www.mfc22.ru/ – Загл. с экрана.
Э5 Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) - http://www.pfrf.ru/;
Э6 Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации - http://www.fss.ru/;
Э7 Официальный сайт Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования http://www.ffoms.ru/;
Э8 Курс в сиcтеме Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.